Это было давно. Однажды на Чукотку приехала молодая женщина и влюбилась. Влюбилась в природу, море, небо и людей живущих на самом краю земли, на Восточном побережье Чукотки. Эта женщина была учёным- биологом, звали её Людмилой Богословской. Сегодня её уже нет в живых, а тогда почти сорок лет назад, в конце 1970-х годов у неё родилась мечта - создать природно-культурный заказник на островах Сенявинского пролива. Идея была актуальной и на тот момент необходимой. Сохранить от хозяйственно-народной деятельности небольшую часть берингийской экосистемы. И она к этой мечте шла долгие годы. В конце 1980-х годов идея локального заказника трансформировалась в идею международного парка "Берингия", на Чукотке и на Аляске. Наши западные партнёры улыбались кивали головами, говорили "йес", но создавать парк с русскими не очень то хотели. Впрочем и наши чиновники воодушевления не испытывали, прецедентов по созданию международных парков не было, как оформлять всё это юридически чёткого понимания тоже не было. Но парк появился. Региональный, природно-этнический. Парк этот был чисто номинальным и ничем не примечательным, потому что это был "бумажный парк". Многие в Провидения долгие годы даже не знали о его существовании. Но это был идеальный парк. Парк жил своей научной жизнью, пусть и не бурной, но методичной и кропотливой, а население своей. Научные сотрудники парка люди уважаемые, к ним периодически обращалось местное население с просьбами разъяснить феномены и причуды животного и растительного мира.
Но в 2013 году всё поменялось. Как гром среди ясного неба, взорвалась "информационная бомба" - подписан закон о создании федерального национального парка! Большинство жителей восприняли эту новость положительно. Ещё бы, в стагнирующем посёлке появляется крупная организация с федеральным финансированием. Это тебе и новые рабочие места и развитие туризма, потому что это же не заповедник, это нацпарк! Но когда стал известен руководитель вновь созданной организации энтузиазм у многих провиденцев пропал. Им стал Владимир Бычков, бывший мэр посёлка Провидения.
Директор, который всё испортил
Владимир Валерьевич Бычков, личность в Провидения известная. В Провидения все личности известные, потому что посёлок маленький. Бычков долгое время занимался туризмом в Провиденском районе. Даже ездил учиться на Аляску этому делу. Насколько ему учёба помогла в дальнейшей работе не известно, но ярлык "шпион госдепа", с тех пор прикрепился к нему прочно. Но надо отдать должное, Бычков первый или одним из первых на Чукотке начал заниматься туристическим бизнесом, этой феерически не простой, и по нынешнее время, деятельностью.
После известного "информационного грома" в округ приходит "разнорядка" - найти директора для вновь создаваемого национального парка. Рассматривалось несколько кандитатур, но выбор пал на Владимира Бычкова, занимавшего на тот момент пост мэра Провидения. Главный критерий выбора его кандидатуры в регионе - он в теме туризма и, что ещё более важно, он управляем. Ошиблись, как говорится в обоих случаях.
Может показаться странным, зачем я так подробно остановился на личности директора? Во-первых, директор национального парка личность публичная и освещать, в том числе критически его действия можно и даже нужно. Во-вторых, мы же живём в России. Это классики марксизма-ленинизма умаляли роль личности в истории. На самом же деле в нашей стране роль руководителя имеет архиважное значение. Выдающаяся личность "вывезет" самое безнадёжное дело, посредственная загубит самое перспективное. В случае с национальным парком вышло по второму варианту.
Редкий случай, когда руководителю даётся карт-бланш во всём: в выборе команды, в стратегии и тактике управления. Не надо заниматься перепланировкой и исправлять грехи предшественников. Строй новый дом со своими правилами. Причём строить нужно не на голом энтузиазме, а на вполне вменяемых, а в случае Провидения - даже больших бюджетах. Владимир Валерьевич человек уникальный. Уникальный в своём неумении работать с людьми. Он набрал коллектив в котором сразу возник внутриколлективный антагонизм. Такое бывает, люди разные, у всех свои мнения. Но на то он и директор чтобы руководить, решать вопросы. Руководства как раз и не было, потому что у директора не было опыта руководства коллективом, а что ещё важнее не было позиции. "Ни рыба, ни мясо", так говорят о людях занимающих подобную "промежуточную" позицию. Я работал в разных коллективах, но такого феерического непонимания действий руководителя нигде не встречал. "Игры престолов", в сравнении разобщённости коллектива в нацпарке - сериал для дошкольников. Коллектива, как такового нет. Есть люди приходящие на работу, большинство из которых не понимает, что от них хочет руководство. Больше всего на свете, в своей работе, сотрудники национального парка мечтают, чтобы директор выразил свою позицию. Не в частностях, а в целом. Чтобы он задал курс кораблю. Любой курс, пусть даже с ним не согласится часть коллектива, главное чтобы не ходить галсами. Но позиции у директора нет, зато есть мнение. А мнение без позиции - это каприз. Не умение работать с людьми помноженное на отсутствие стратегии развития нацпарка, возведённое в квадрат минприродного бюрократизма даёт чудовищные результаты - вместо твёрдого железобетонного фундамента конкретики в строительстве национального парка, получается жидкое болото конъюнктуры. Нет директор Бычков не демон и аспид, он вполне адекватный мужчина, вот только не на своём месте.
Journal information