Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Поперёк Чукотки. День оленеводов




С чего может начаться утро в чукотской тундре? С банальной, но очень питательной пшённой каши. С тривиальных бутербродов и чая. Даже с экзотических фруктов и шампанского тоже может начаться новый день. Но наше первое походное утро  началось с грибного супа! Это весьма оригинально. Оригинально не само блюдо, а время его подачи. Грибной суп на обед - да, вечером - завсегда, но вот чтобы утром, такого я не припомню. Впрочем и само путешествие никак нельзя было назвать обыкновенным.




Столь необычному завтраку способствовали наши московские друзья. Это для нас с доктором Панькивом, и уж тем более для певекских водителей, тундра, как нечто само собой разумеющееся. А вот для людей впервые оказавшихся на Чукотке, первые дни всегда необычные и будоражущие. Пока мы спали наши москвичи обошли соседние сопочки наслаждаясь видами, тундрой и мерзкой моросью. Этот утренний променад и стал причиной столь необычного завтрака.

2. Утренние машины


Как и следовало ожидать вечерние красоты вышли боком - дождь и ветер были нашими спутниками весь день. Благо, что наше путешествие продолжалось на машинах.

Разрывая облака, застрявшие в сопках мы вползаем на очередной перевал. Шестьсот с копейками метров - это по чукотским меркам очень высокий перевал. На перевале стоят дальнобои, то ли отдыхая, то ли дожидаясь своих коллег. Трасса здесь оживлённая, с рудника Майского в морской порт Певека везут золотосодержащий концентрат.

Верх-вниз, с перевала на перевал. Сейчас перевалы даются без проблем, то ли дело зимой... Каждая зима приносит очередную порцию водительских историй. Потому что, дорога - это не просто грунтовое полотно проложенное в чукотских сопках, а суть вещь живая, захочет скинет нерадивого или торопыгу или поможет. Это пассажиры могут топтать дорогу без пиетета, водитель же с дорогой на "Вы".

Верх-вниз - это плата за множество рек, речушек и ручейков десятками и сотнями сбегающих с Анадырского нагорья питающих своими вкусными "кристально чистыми водами", как написали бы на бутылке минеральной воды, огромный залив на севере Чукотки именуемый традиционным поморско-русским словом "губа". Низменность раскинувшаяся на полторы сотни вёрст от билибинских до чаунских сопок у основании Чаунской губы, прекрасное место для выпаса оленей, но крайне неудобное место для прокладки автотрассы. Вязкие болотины и что хуже всего многочисленные реки, через которые нужно строить дорогостоящие мосты. Эти два фактора и "завернули" дорогу в горы удлинив путь, но сделав его более основательным, минимизируя влияния бурных весенних чукотских паводков.


3. Скоро гребень перевала


4.


Но как ни уходи в горы, реки всё равно переезжать надо. И одна из крупнейших, если не самая крупная Паляваам. Этим летом здесь ведутся строительные работы по усилению береговой линии и строительству антипаводковых сооружений. Когда-нибудь на скалистые утёсы Паляваама смогут  полюбоваться автомобилисты-рейдеры из Магадана, Новосибирска, Москвы и других городов. Когда-нибудь, когда эта пока безымянная автотрасса соединиться с трассой Колымской.

5.


6. Паляваам в переводе с юкагирского "горная река" или "скалистая река"


7.


8. Антипаводковые сооружения


Трасса бичь и дар божий оленеводов третьей чаунской бригады. Оленеводы кочуют неподалёку. Редкий на Чукотке случай, когда к оленеводам можно приехать на машине. Мы сворачиваем с грунтовки и неспеша ползём по укатанной колее в бригаду.

- До чего они додумались, - рассказывает наш водитель про оленеводов, - подгонят оленей поближе к дороге, сядут пастухи где-нибудь недалеко на бугре и "ловят" на живца. "Живцы" билибинские или певекские водилы - дальнобои.  Они с материка приезжают сюда на заработки. Едут, видят в тундре олень стоит. Вот это подарок - 50-70 кг. халявного мяса. Бах с ружья. Тут неспешно выходят оленеводы, демонстрируют спутниковый телефон и сообщают нерадивому охотнику, что будут звонить в милицию - браконьерство, однако! Но есть, конечно варианты.... Так  появляется у них бензин, запчасти и прочие блага цивилизации.


До чего я обожаю дорожно-тундровый фольклор. Один-два эпизода какого-либо события, когда-либо произошедшего будут транслироваться и ретранслироваться, как явление постоянное, прочное и неизбежное. Олений рекэт, думаю имел ровно столько же эпизодов. То есть немного. И то, скорее всего произошёл по случайности. Ибо с одной стороны не такой уж тут сильный трафик, чтобы проводить в ожидании "живца" несколько дней, с другой стороны слухи по трассе распространяются всё равно, что в сети 4G и если уж кто-нибудь из водил попался, то об этом событии станет известно по всей трассе.


9. Знак на перевале



10.


11.


Тем не менее польза оленеводам от дорожников и водителей есть. В этом я убедился когда мы подъезжали к стойбищу. Здесь уже появилось несколько контейнеров, переделанных под жилые модули и склады. Три года спустя моего пребывания в этой бригаде, обстановка изменилась. И дело даже не в модулях-контейнерах. Стойбище разделилось на две части отстоящих друг от друга километра на полтора.

- Ветки для костра здесь удобнее собирать - ответила на мой вопрос хозяйка яранги-выселка. Может так, только тогда бы всё стойбище перебралось в это место. Видимо есть внутренние факторы расскрывать которые чужому точно не  не будут.

Чем ближе оленеводы к посёлку, тем менее приветливы к гостям. Но законы гостеприимства никто не отменял. При нашем появлении над костром вешается чайник, а хозяйка садится печь новую порцию лепёшек кав-кавов. Они сами по себе вкусные особенно свежие, а когда не ел полдня, так и вовсе кажутся божественными. Спустя полчаса после нашего приезда на вездеходе из бригады возвращается Антылин - хозяин стойбища. Деду лет 70, но выглядит бодрячком. Он почётный и заслуженный оленевод. Орденоносец. Официально бригаду возглавляет не он. Бригадирам редко более 50 лет. Бригадирствование дело молодое и хлопотное. "Хозяин стойбища" или "хозяин стада" - такого термина не могли придумать советские кадровики, впрочем нет такой профессии или должности и в российском реестре профессий. Для вот таких стариков как Антылин была придумана должность бригадир-наставник. Но по сути он хозяин стада. Дед крепкий и бригада крепкая. Долго с Антылиным пообщатся к сожалению не пришлось. Пора ехать дальше.

12.


13.


14. Лепешка кав-кав


15.



16.



17. Нарты



18.



19. Яранги в тумане выглядят очень органично и таинственно



20. "На выселке"


21. Основное стойбище


22.



23. Подарил книгу жене Антылина Марии



24. Сбор веток для костра. Сбором занимаются женщины, которые ходят за ними каждый день за 1,5-2 км.



25. "Вызвался помочь". Ветки связывают верёвкой и тащат на спине наподобе рюкзака. Техникой чукотской переноски не обладаю, поэтому тащу как попало. Благо что яранга не далеко



Ещё несколько часов в дороге и мы встаём в долине реки Малый Чаун.

- Жень, у тебя в навигаторе путь забит? - спрашивает меня водитель Виталя.

"Вот те раз! - думаю я, - приехали". Видя моё обескураженное лицо Виталя уточнил:

- На озеро мы ездили. Зимой правда. На вездеходе....

Включаю навигатор. Не включается.

 Навигация при езде по дороге по большому счёт не нужна, но для статистики я его включил с самого Певека. А вот теперь, когда навигатор нужен в самом деле он не работает. В общем сдох 62-й гарминовский "носорожек". Почти 4 сезона отпахал по-честному. И в мороз, и дождь... Хреново не то что вещь поломалась. А то что мы остались без карты. Сколько раз говорил себе - дублируй бумажными картами! Но ведь не было такого, чтобы навигатор ломался. А с навигатором бумажные карты - сплошные хлопоты. Благо у наших водителей есть карты. Пятикилометровки! Собственно по ним они и собирались ориентироваться.

Фотографируем с Артёмом карты на смартфоны. Теперь у нас телефонная навигация.

Уже вечером, пропуская очередную рюмку, окончательно смирившись с потерей навигатора, констатирую: По пачке "Беломора", так по пачке "Беломора". Могло ведь и хуже что-нибудь случиться.  А навигатор умер как боевой генерал - в поле. Мы с ним столько прошли. Пожалуй, выпью ещё раз за него...

26. Ориентация по карте


27. Привязка к местности. Ориентироваться в долине по пятикилометровке дело не благодарное





Продолжение следует.


Фото: А.Панькив, автор
Tags: Чаунский район, Энмываам-2016, дороги Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “дороги Чукотки” Tag

  • Поперёк Чукотки. День Надежды

    Китайцы говорят, что путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Эта мысль также верна, как и то, что любое путешествие по Чукотке…

  • Дорога в Иультин

    "Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный..." - крутилась у меня в голове песенка из старого советского мультфильма. На самом деле…

  • Паляваамский мост

    "Гений технической мысли" - это безусловно про инженерные сооружения. Плотины, маяки, башни, у меня вызывают трепет и восхищение. Мосты…

  • Иультинская трасса

    Иультинская трасса - двухсоткилометровая дорога меридианально рассекающая Чукотский полуостров у его основания, построенна в середине ХХ века…

  • Дороги Чукотки

    На Чукотке есть только два населённых пункта, в которых дороги без всякой натяжки, кавычек и ухмылок можно назвать "дорогой". Если с…

  • Дороги Чукотки

    Прочитал комментарии ко вчерашнему посту и удивился, о дорогах Чукотки я ведь еще не писал. А они есть! Даже не смотря на то, что "в этот…

promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Buy for 100 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments