
Обожаю артефакты. Это в центральных районах страны, где плотность туристов зашкаливает, банка или газета воспринимаются, как мусор. На Чукотке особенно в автономном походе, любой мусор может сослужить полезную службу, а если не сослужит, то просто любопытно: откуда он здесь взялся или какая у него была история?
В недавнем посте про нацпарк "Берингия" я поднял вопрос об экологической очистке парка. Там я говорил, об уборке, а здесь говорю о том, что обожаю артефакты. Никакого противоречия нет. Как туроператор и гид организующий туристические группы посмотреть "первозданную Чукотку" я стороник очистки территории, тем более, что для этих целей создана целая организация. Но как самостоятельный путешественник, получивший историческое образование, мои убеждения намного лояльнее. Мусор - это несозревший исторический артефакт.
Настоящий тундровик, впрочем как и зверь, не пройдёт мимо искусственного объекта находящегося в тундре. Это может быть бочка, доска, металлическая конструкция или газета зацепившаяся за ветку. Даже если для этого нужно сделать крюк в сторону от маршрута. Алгоритм действий простой: посмотрел, оценил - пригодится ли в хозяйстве? Если да - забрал, если нет - положил и запомнил место (сейчас не пригодилось, может пригодится позже). Приметные артефакты также используются тундровиками для описания маршрута или конкретизации места: в километре от бочки или часа два пешком от разбитых ящиков...
Главный поставщик артефактов - море. Ходить по берегу в поисках "даров моря" - особое занятие, которое входит в обязательную "программу" аутдора, как местных жителей, так и мою. Есть правда существенное отличие - местные жители, преимущественно морские охотники, осмотр побережья производят с лодок. При двух вариантах хождения на лодке: напрямик или вдоль берега, морские охотники выберут второй вариант (при условии, конечно, что не надо никуда спешить).
2. Дары моря (природные)

3. А это уже дары привнесённые, то есть выброшенные

5.

6. Всегда поражался, как море, которое страшно ярится прибойными волнами нежно и ласково досталвяет на берег абсолютно хрупкие вещи - лампы накаливания и дневного света или как здесь - вакцину гриппола

7. А этот любопытный артефакт найден в скалах в бухте Хед. Десять лет назад я уже находил в этой бухте металлический тросс, только тот был раза в два толще. Существует версия, что в Хэде, в совтеское время базировались (в летний период) подводные лодки

8. Провиденская газета. Мы её не находили она лежала в балке. К артефактам причислил за "удивительный слог" провиденского корреспонеднта Евгения Рябова. Евгений - настоящий провиденский акын. Почему? Прочитайте, узнаете. Мы перечитали все газеты в балке с его статьями.

9. Памятник китобойной флотилии "Алеут на берегу бухты Гилмимыл

10.

11.

12.

13. Вездеход, точнее его корпус

14. О том как немилостливы провиденские дороги к гусеничной технике говорят многочисленные пальцы, гусеничные траки и валы валяющиеся по обочинам.

15. Непременно бочка. Новенькая

16. А это уже артефакт этнический, деревянная деталь от нарты

17. Это тоже деталь от нарты, только более древняя, сделанная из китовой кости

Фото: С.Зубков, автор
Journal information