
"Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный..." - крутилась у меня в голове песенка из старого советского мультфильма. На самом деле дорога была не трудной. Дорога была шикарной. Ещё бы, ведь мы шли по трассе: знаменитой, легенадрной и прочая, прочая, Иультинской автомобильной дороге. А вот то, что идём мы в Изумрудный город, почти верно, в горах, окружающих Иультин изрядное количество полудрагоценных и драгоценных камней.
Взяв еды, на три дня мы уходим в горы, в заброшенный посёлок Иультин.
Занимательных историй, за те шесть часов, что мы шли в Иультин с нами не произошло, поэтому растекаться мыслью по древу, здесь не о чем. Так, что лучше я покажу фотоисторию.
2. Тепло и безветренно. Чтобы выйти на трассу с реки, несколько километров идём по просёлку

3.

4. Просёлок, как и последний отрезок Иультинской трассы идёт вдоль ручья Медвежьего

5. Лето в этом году раннее. Грибы пошли уже в конце июня. А к середине июля повылазили красноголовики, которые, обычно, вызревают в августе.

6. Медвежка, в некоторых, местах очень даже живописна

7. Иультинская трасса.

8. После закрытия посёлка в 1995 году, дорожники трассу забросили. Поддерживают только зимник, который, впрочем, идёт по этой самой дороге. Дорожная ямка заделанная кирпичом. Даже Локи щурится от умиления.

9. На участке от Иультинского моста до посёлка несколько крупных размывов дорожного полотна

10. Линза "вечной" мезлоты

11. Мост. Всего на 200 км трассы построенно 37 мостов

12. Домик дорожников. Дом построенн перед опасным участком, входом в ущелье

13. Самый узкий и, пожалуй, самый живописный участок дороги.

14. Графитти на одной из сопок. Что она означает, расскажу когда речь зайдёт об Иультине

15. Иультинская команда

16. Перед входом в ущелье - наледь. Дорога на этом участке размыта

17. Где-то на этом участке мы потеряли два коврика. Нашли на обратном пути. А вот что мы нашли, пока интрига

18. Верстовые столбы вдоль дороги. Столбов с километрововй отметкой сохранилось очень мало.

19. Дорожная командировка 190-й километр. Их организовали при строительстве трассы. Всего, таких командировок было девять. Это последняя перед Иультином. Трассу строили заключённые ЧукотЛага. В домах из камня жили ВОХРа, зэки в землянках. После упразднения ЧукотЛага домики долгое время использовали дорожники

20. Обед в "дорожной командировке". Алина кушает кыкватоль (вяленое оленье мясо), Саня ищет кнопку перезагрузки, Вадим нарезает жареные панты (верхушка молодого рога оленя)

21. Локи выциганивает взглядом колбасу у девочек.

22. Бочка. Одесса, 1952 г.

23.

24. Впереди Иультинский перевал. Иван-чай на обочинах - направляющая и природная разметка трассы

25. Ещё один дом из бутового камня расположен перед самым перевалом. Изначально дорога проходила ниже

26. Последние метры до седловины. Что меня поразило до губины души - качество дороги. Ведь уже больше двадцати лет прошло, как её не поддерживают. А качество, по чукотским меркам - фантастическое.

27. На перевале. Вадик слушает песню "Увезу тебя я в тундру"

28. Опасный участок. Говорят, что в озеро, свалился не один грузовик. Даже вроде бы была машина с алкоголем...

29. Радостные лица экспедиционеров. Дальше спуск

30. Масштабно. На повороте участники слёта. Вадим, ездивший зимой с ансамблем "Эргырон" из Эгвекинота на Мыс Шмидта, рассказывал, что на этом перевале, он и ещё один парень вышли из машины и ногами протаптывали направляющую для машины.

31. Наконец, показался Иультин. Вместе с Иультином "показался" и дождь. Так, что в посёлок мы входили слегка подмоченные

32. Карта для любознательных

Фото: В.Чайвын, автор
Journal information