
По старой чукотской традиции, когда приезжают гости в стойбище, хозяин забивает оленя. Конечно, гость гостю рознь. И каждому приезжему забивать оленя сегодня не будут, ибо как ни крути, а олени не частные. Но мы были гостями в полном смысле этого слова.
Бригадир Каерков, докурил сигарету, ни кому ничего не сказав, неспеша отправился в стадо. Сжатый, словно собирался спрятаться от всех в самого себя, пряча глаза, несколько испуганный, так по крайней мере виделось мне со стороны, он меньше всего был похож на бригадира. И снова у меня возник вопрос: кто он? Черты лица явно не чукотские. Да и его поведение, мимика, микрожесты, если можно так выразиться, в неуловимых чертах, тоже отличались от чукотских...
Вместе с бригадиром, также молча, в стадо отправилось несколько оленеводов.
2. Оленеводы выбирают оленя

Ещё когда перегоняли стадо к стойбищу я удивился спокойствию оленей. В стойбище были чужие люди, собаки, пусть даже и привязанные, но олени ничуть не проявляли беспокойства. Они встали чуть поодаль от палаток и принялись жевать ягель и кустарнички.
Каерков с оленеводами, вошли в стадо и начали выбирать оленя. Животные чувствуют эмоции исходящие от человека. Несколько раз я наблюдал сцену поимки оленя для забоя. В лучшем случае олени тихо ретировались при приближении оленеводов, в худшем - начинали бег по кругу, традиционная защита копытных от грозящей опасности. Оленеводы были спокойны до безразличия. Выбрав оленя, они чуть ли не как ошейник, надели на шею чаат (аркан) и потащили брыкающегося оленя к трактору.
3.

Второём завалив оленя на землю они немного подождали, когда тот успокоится, потом мягким, но уверенным движением один из оленеводов воткнул нож оленю под левую лопатку. Это не был удар и уже тем более несколько ударов. Одно движение. Олень конвульсивно дёрнулся и начал "засыпать". Через минуту оленевод несколько раз ударил пальцем по глазам, проверяя реакцию. Когда, олень окончательно "уснул" принесли кружку воды. После забоя, животного надо напоить, чтобы и в "том" мире он не испытывал жажды. Это традиция, которая дошла до наших дней из глубины веков. Ещё одна традиция, ивовые ветки, которые растилаются под оленем во время разделки. Интерпретацию этой традиции я не знаю. В лучшем случае оленеводы объясняют это тем, что при разделке мясо не попадает на землю. Но в данном случае, подтребности в такой утилитарной необходимости не было. Вокруг нас была мощная кустарниковая подстилка. Да и количество ивовых веточек, иной раз при забое, чисто символическое. Как бы то ни было, эти две традиции встречаются и выполняются повсеместно в разных частях Чукотки.
Разделка оленя происходит быстро, но без суеты. Процесс разделки оленя можно сравнить с раздекой кита. Каждый знает своё место и работает индивидуально, но все вместе делают одно общее дело. Минут через 15 "разобранный" олень уже лежит на шкуре. После разделки, или даже во время неё, на огонь ставится котёл и ещё через час, свежая оленина подаётся к столу.
4.

5. "Поят" оленя

6.

7. Ивовые веточки - необходимый атрибут при забое оленя

8. Самая долгая часть разделки - снятие камуса

9.

10.

11.

После еды все расходятся по палаткам. День у оленевода заканчивается рано, часов в 8 или 9 вечера. Также рано он и начинается. Завтра ранний подъём и перекочёвка.
продолжение следует
Journal information