Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Один день из жизни чукотских кочевников. Встреча



Сейчас, когда вы читаете эти строки, кто-то из них находится в стаде на дежурстве. У пастухов есть маленькая туристическая палаточка, в которой они поочереди проводят всего несколько часов в сутки. Большую часть суток, именно столько длится  дежурство, они окарауливают оленье стадо.

 Вот уже более недели на Чукотке штормит. Ветер достигает силы 25 м/с. Ветер это неприятно, но всё же не так плохо, как могло бы быть. "Могло бы быть" это про сейчас. С ветром пришёл ливневый дождь. Вот это абсолютно не неприятно и мерзко. В какую бы одежду ты не одевался, всё равно будешь мокрый. Мокрый и холодный, потому что ветер тепло не любит.

Всё бы нечего, да покурить удаётся только в палатке. Спички, аккуратно замотаны в полиэтиленовый мешок. С собой в стадо их брать бестолку. Промокнут или отсыреют. Тогда и в палатке уже не покуришь.

Закончатся сутки и пастухи вернутся в бригаду. В стадо отправятся сменщики. Они ещё не успеют дойти до стада, как будут мокрые. От холода их спасёт только движение. Потому что пастух (чауча) это тот, кто постоянно ходит (бегает), так когда-то говорили старики. И они будут ходить, согреваясь  окарауливая стадо. Осенью в дождь, зимой в мороз, весной под сжигающим глаза солнцем, а летом под жужание комаров.  И так будет длится вечно, пока на Чукотке есть олени...



2. "На вещах", через несколько минут вертолёт улетит



Жарко. Не так конечно как на Майнице, но всё равно жарко. Хотя если бы сейчас выглянуло солнце, то было бы намного жарче. Вслед за констатацией этого метеофакта, а может и вперёд него,  осязание "слепнет" от обилия запахов. Тундра цветёт.

Но чувства будут разложены на октавы после, сейчас играет марш "выгрузки". К нам подошли оленеводы и мы спешно разгружаем вертолёт. Оттаскивать вещи некогда, бортмеханик говорит нам прижать их своими телами. Через пять минут вертолёт улетает в Анадырь. Наступает тишина.

Нет, здесь всё имеет звуки, но после вертолётных экскурссий всё это настолько беззвучно, что в ушах начинает звенеть. Это пройдёт. После перевалки груза, нас зовут за стол. Стол это не образное выражение, у оленеводов он есть. Правда не европейского, а японского образца, на маленьких ножках. В тундре вся жизнь проходит в двух ипостасях: высоко и низко. Высоко - это стоя, низко - это сидя и лёжа.  Нас кормят супом, холодным оленьим мясом и чаем. Во второй хатырской бригаде, в которую мы прилетели, Владислава единственная женщина. Её муж Сергей Ринтувье сейчас в тундре.

3. Есть несколько продуктов, которых много не бывает и которые с радостью принимаются в тундре повсеместно: это хлеб, сигареты, водка и сладкое (конфеты, шоколад, варенье). Ранжир приоритетов с этом списке не соблюдён.


4. Наличие своего ножа в тундре обязательно. Кроме всего прочего, с его помощью, едят мясо. Нарезка мяса идёт не на блюде, а персонально каждым едоком во время еды. Слева оленину едят по-чукотски, правильно



5.


6.


Мужчинам в тундре приходится не легко, что уж говорить про женщин, их удел страдание. У мужчины есть фазы отдыха и работы у тундровой женщины их нет. Она позже всех ложится и раньше встаёт. Ходит за дровами и носит воду. Чинит одежду и готовит есть. Возится с детьми и ухаживает за мужем. Быть женщиной в тундре - это проклятье. Так тоже, когда-то говорили старики.  Быть может поэтому, когда советская власть предложила иную жизнь, в тёплых домах, с электричеством, канализацией и водопроводом женщины почти не задумываясь выбрали тун, новую, советскую лучшую жизнь.  Женщины ушли из тундры. Как ни страно может показаться на первый взгляд, но проблема современного оленеводства на Чукотке, это не отсутствие финансирования или проблема передачи знаний, а отсутствие в тундре женщин. Во второй хатырской  бригаде, как впрочем  и в двух других, пастухи-мужчины почти все холостяки. Сергей Ринтувье, который сейчас находится в стаде,  муж Владиславы, гражданский муж...

7. Влада


О том, что мы прилетим в бригаде знали. Вскоре после нашего прилёта на склоне соседнего увала показалось оленье стадо. Его гнали к стойбищу. Стадо хоркая и щёлкая копытами и рогами медлено ползло к бригадному трактору. Это самые домашние,  из всех виденных мною до этого, домашних оленей. Домашний северный олень - понятие очень условное. Но ведь не напишешь в научной и прочей литературе "одомашненный олень" или "условно домашний". Ерунда получится. Поэтому пишут "домашний". Но это не корова и не коза, которые подпускают к себе, олень человека чурается. Не боится, но и близко не подпускает. Разве, что оленевода. Хатырские же олени, мирно проходили через нас, людей от которых "пахло городом" и шли на поляну, за стойбищем.

8. Оленье стадо


9. Стадо гонят к стойбищу.


10. Локи "всё понимает" и в стадо не лезет. "Прикрикивает" только на отстающих оленей и тех кто выбивается из стада.


11. Оленевод Сергей Ринтувье, возвращается с дежурства


12.



Стойбищем, трактор с прицепом и несколько туристических  палаток, назвать сложно. В представлении человека из города, стойбище это в первую очередь яранги - жилище кочевых оленеводов. Так считают не только люди далёкие от оленеводческой темы, но и люди просвящённые (как им это кажется). Но нет, традиции и старина дело хорошее, но прагматизм в тундре всегда побеждает все идеологические и этнографические надстройки. Туристическую палатку собирать/разбирать легче и быстрее, значит летняя яранга не нужна. Болотники "живут" дольше плекетов (обувь из камуса), значит будут носить болотники. Перекочёвывать удобнее на тракторе, значит нет нужды в упряжных оленях. Да, часть традиций ушла в небытие, но появились и новые традиции.

13. Бригадная дтэшка


14. Летовка проходит в палатках



15. Болотные гусеницы


Отсутствие наплывов туристов, как в некоторых сибирских  республиках, на Чукотке не возродила из небытия шаманов, зато прочно, ещё с советских времён его место занял механизатор: тракторист или вездеходчик. Не по влянию на образ мыслей и жизнь оленеводов, а по социальному статусу. Механизатор - первейший человек в бригаде. Он как свободный радикал, вроде бы вместе со всеми, но в тоже время особняком. От работы его трактора зависит очень многое. Главное, пройдёт ли самая трудная пора в жизни оленевода летовка, без срывов и авралов. Ведь на себе даже не хитрый скарб кочевников далеко не унесешь, а двигаться надо постояно. Таким особым человеком в бригаде является дядя Боря, Борис Начё. Борис человек не старый, лет сорока с хвостиком, но серьёзен и немногословен, даже среди немногословных оленеводов. Груз ответственности, тяжёл, как его "лёгкий" шеститонный ДТ-75.

Бригадир, рыжебородый старик лет пятидесяти пяти, похожий на Чингисхана, Юрий Геннадьевич Каерков, выпил чаю, вскольз полсушал наши разговоры и ушёл в стадо. Бригадир резко контрастировал по внешнему виду с остальными оленеводами. Лицо не чукотское. Но сегодня этот ребус мне решить не удалось, также как и пообщаться с ним. Вслед за бригадиром ушло несколько пастухов. Гости приехали, по чукотской традиции, сохранившейся до нашего времени, почти повсеместно в отдалённых бригадах, нужно забить оленя.

16. Бригадир Каерков и тракторист Начё


продолжение следует
Tags: Анадырский район, Северная Корякия, этнография
Subscribe

Posts from This Journal “этнография” Tag

  • У илирнейских оленеводов

    За годы путешествий подметил парадоксальную особенность - самые сильные впечатления в походах возникают в двух случаях: встреча с людьми и…

  • Первые этнодеревни

    "В 90-х годах XIX века делец и пройдоха некто Бебер, по меткому определению Калинникова, "один из самых темных гениев нашего…

  • Традиционная жизнь северных народов. Где взять воду?

    Представьте ситуацию. Вы приходите в ресторан, заказываете различные блюда, наедаетесь до отвала. Всё чудесно, кроме одного - воды нет. Ни…

  • Яранга в Анадыре

    На выходных её поставили. Недалеко от Домика рыбака возле лимана. Хозяйка яранги, Лада Геутваль, родом из Алькатваама. Лада, мастерица, шьёт…

  • Почему чукчи и коряки хватали женщин за тайный уд

    "Свойства производят и в замужество дочерей своих отдают без калымов, толко с тем договором, штоб тому зятю их быть у них в работе по то время,…

  • Зимние морзверобои

    К зиме активность морских охотников зверобоев затухает. На охоту они выходят, только теперь это охота на мелких ластоногих (нерпа, лахтак). Этот…

  • Тайна лоринского подземелья

    Не смотря... хотя нет, не так: благодаря тому, что на Чукотке вечная мерзлота, есть в наших краях и подземелья. Самое известное из чукотских…

  • Почему облизывается олень?

    Потому что солью покормили. А покормили солью, потому что ездовой - наиболее одомашненный из северных оленей. Оленья солонка не маленькая -…

  • Сколько стоит кухлянка?

    Кухлянка - верхняя меховая одежда чукотских оленеводов. Кухлянки бывают внешние, как на верхней картинке, так и внутренние (мехом во внутрь).…

promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments