Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Экспедиционный гардероб для лыжных путешествий по Чукотке




Лыжные экспедиции делятся на две фазы активности: "идём" и "стоим". Исходя из этого и подбирается одежда для  лыжной экспедиции. 

Но если было бы всё так просто, то и писать этот пост не стоило. Существует "маленький" нюанс - температура. Сразу оговорюсь, под температурой, в данной статье, я понимаю ощущаемую температуру, которая  в отличии от лабораторной, дополнительно учитывает  влияние ветра и влажности. Разброс значений шкалы ощущаемой температуры на Чукотке в период с января по апрель может составлять свыше 50 градусов: от нуля, или начальных чисел положительных значений,  до -50 градусов. Но обычно, в период экспедиций, длящихся от 2 до 4 недель этот показатель не превышает тридцатиградусной  разницы.

В былые годы мой экспедиционный гардероб был разномастен. Его большую часть составляла экипировка "Баск", очень хорошая зимняя одежда. Однако,  многие позиции "закрывались одеждами"  других производителей. Но вот, уже второй зимний сезон я тестирую "Ситку". Ну как тестирую? Хожу и радуюсь. Повод есть. Теперь передо мной не стоит выбор, какую вещь взять? Выбор всегда рождает сомнения. Сомнения, в свою очередь, плодят ошибки: либо возьмёшь больше одежды, что негативно сказывается на объёме и весе снаряжения, либо, чего-то не доберёшь, что тоже печально, ибо холодно. Общую характеристику для экипировки "Ситка" можно охарактеризовать тремя тезисами: компактно, легко, тепло. При чём каждый из этих пунктов самодостаточен и важен. От общих фраз, переходим к конкретике.

2.


Фаза "Идём"

Лыжный поход - один из самых энергозатратных способов активности. Кроме, собственно самого лыжного передвижения, у лыжных экспедиционщиков на "буксире" тянутся волокуши с грузом. Опытным путём пришёл к выводу: 1 кг груза в волокуше, примерно соответствует 1% дополнительной энергопотребляемой нагрузки. Действует это правило, когда вес волокуш варьируется в пределах 10-60 кг, т.е. если вес волокуш полцентнера и вы должны пройти 10 км, то это примерно также, как без волокуш вы прошли бы 15 км. Энергопотребление существенно возрастает, когда вводятся отягчающие обстоятельства: рыхлый снег, встречный ветер, подъёмы и т.п.

Почему я акцентирую особое внимание на факторе энергопотреблении? Потому, что это один из ключевых показателей в выборе одежды. Чем выше этот показатель, тем меньше требуется одежды. На улице двадцати градусные морозы, а лыжник идёт полураздетый, потому что лыжник тот же генератор или двигатель, которому нужно охлаждать тело от перегрева.
В фазе "идём", существуют 3 условных температурных зоны, которые влияют на количество одежды путешественника.

3. "Форма одежды" при околонулевых температурах


4. Когда на улице выше -10


Температура выше -8/-10 градусов.
Это экстремально жаркая температура для лыжника-волокушера.  Это Ташкент, Дубай и Тай одновременно. Идти можно хоть в трусах, всё равно будешь заливаться потом. Обычно в такие зимние жары я надеваю:

Низ: брюки Timberline Pant (полилайкра, технологии: влагозащитная пропитка DWR)
Верх: водолазка Traverse Hoodie (полилайкра). Если дует ветерок,  дополнительно жилет Kelvin Lite Vest (полиэстр, утеплитель прималофт)
Аксессуары: обычно никаких, разве что налобную флисовую  повязку.


5. Когда на улице -10-20 градусов


6.


7.


Температура  от -10 до -20/-23.
Самая комфортная температура для лыжника-экспедиционщика, особенно в верхних значениях этого показателя. Характеризуется наиболее эффективным показателем лыжной КПД активности.

Низ: кальсоны Merino Core (100% шерсть мериноса) + брюки Timberline Pant (полилайкра, технологии: влагозащитная пропитка DWR)
Верх: водолазка Traverse Hoodie (полилайкра)куртка Coldfront (полиэстр, технологии: мембрана GORE-TEX@Soft-Shel) или водолазка Merino Core (100% шерсть мериноса) + куртка Jetsream Jacket (Soft-Shel, полиэстр; технологии: ламинат WINDSTOPPER@, влагозащитная пропитка DWR) + жилет Kelvin Lite Vest (полиэстр, утеплитель прималофт).
Аксесуары: перчатки Mountain Glovе (эластичная нейлоновая ткань, кожанные вставки; технологии: влагозащитная пропитка DWR), шапка-шлем фирмы "Сплав"( утеплитель "Прималофт").

Стоит отметить, что верх является самой мобильной частью экипировки, которая в случае повышения или понижения температуры очень легко может быть  усилена или облегчена.


8. куртка Jetsream Jacket




9. брюки Timberline Pant


10. толстовка Traverse Cold Weather Hoody


11. куртка Coldfront


12. полукомбинезон Coldfront Bib


Температура от -20, до -35/40
Это предельная зона относительно комфортного лыжного путешествия, за которой начинается зона экстремально низких температур, ходить при которых в принципе можно, но не нужно, ибо не целесообразно. Расход энергии становится запредельно высоким, а эффективность передвижения крайне низкой. В этой температурной зоне, в отличии от предыдущих, уже холодно. Собственно эти температуры и можно считать морозом. Процесс замерзания начинается после остановки через 5 и менее минут. В крайнем отрицательном показателе, замерзание начинается сразу после остановки. Руки мёрзнут даже после непродолжительного снимания перчаток. Маска на лицо - обязательна. При наличии ветра, также надеваются горнолыжные очки.

Низ: кальсоны Merino Core (100% шерсть мериноса) + брюки Timberline Pant (полилайкра, технологии: влагозащитная пропитка DWR), полукомбинезон Coldfront Bib (полиэстр, технологии: мембрана GORE-TEX@Soft-Shel)
Верх: водолазка Traverse Hoodie (полилайкра)толстовка Traverse Cold Weather Hoody (смесь полиэстра и спандекса, технологии: влагозащитная пропитка DWR), куртка Coldfront (полиэстр, технологии: мембрана GORE-TEX@Soft-Shel).
Аксесуары: перчатки Баск WORERS GLOVE (Neoprene, Cordura®, Polyamide; утеплитель прималофт); шапка-шлем фирмы "Сплав"( утеплитель "Прималофт"), маска на лицо -"безымянной" американской компании (флис).

Терморегуляция при верхних температурных значениях (-20-25) осуществляется при помощи боковых молний на брюках и расстёгивании куртки.

13. Когда на улице за -20


14.


15.



Приведённые выше системы комплектации экипировки по термозонам, вполне подойдут не только для лыжных экспедиций, но и любого другого активного аутдора: ходовая зимняя охота, ходьба на снегоступах, альпинизм и т.д.

16. Ходовая охота



Завтра я расскажу о второй фазе активности в лыжных экспедициях, когда из баулов мы достаём все вещи создающие комфорт в самых суровых условиях.  





Tags: экипировка и снаряжение
Subscribe

Posts from This Journal “экипировка и снаряжение” Tag

  • Новая коллекция уляков и пекулей

    Вот и новая партия традиционных чукотско-эскимосских ножей подоспела. Как говорится, в ассортименте. По-чукотски, нож называется пекуль,…

  • Чего вы не знали о дошираке, но очень хотели узнать

    Для начала, не заглядывая под кат, попробуйте ответить, что общего на этих фотографиях? Очевидно, что вопрос не про зиму и не про Чукотку. Потому…

  • Пурговые брюки

    Самой тёплой одеждой у "Ситки" является серия Blizzard (пурга). Про тестирование куртки при ощущаемой температуре -50 я уже…

  • Finntrail - костюм человека-преодолеваки

    Если термобельё в походе - это вторая кожа, то сухой гидрокостюм - это вторая шкура. Опыт эксплуатации гидрокостюма Finntrail на Чукотке. В…

  • Пурговая парка

    Пургу в Анадыре сейчас ждут меньше всего. Пурга это тепло, нужны морозы. Чтобы лиман замёрз. Морозы и стоят. Ощущаемая температура -46. Дубак.…

  • Правильные волокуши для лыжных походов и экспедиций

    В снаряжении для многодневных лыжных экспедиций есть несколько основополагающих вещей от качества которых, зависит не только хорошее настроение,…

  • Хроника "Битвы яранг"

    Соревнование - лучший способ привлечь внимание к своему товару. Подобный маркетинговый ход используют уже больше ста лет. Команда…

  • Сколько стоит современное жилище чукотского оленевода?

    Лет пять назад мне позвонили: - Не хотите купить ярангу? - Нет, не хочу. Но так, ради интереса, сколько вы за неё просите? Девушка начала…

  • Сделано на Чукотке: камлейка

    Когда речь заходит о национальной одежде чукчей и эскимосов, в 8 из 10 случаев вспомнят камлейку. Вспомнят конечно и кухлянку, и малахай, и…

promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments