Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Контекст эпохи. Как добраться до Марково




Этот и несколько последующих постов посвящены старинному русскому селу Марково, расположенному на Чукотке. Мы с вами совершим ретроспективное путешествие по страницам старых фотокарточек. На старых снимках лица и события, которые уже давно стали историей, но  те кому за тридцать непременно улыбнуться и вспомнят своё детство или молодость. Контекст эпохи всё-таки...


 Это в Европе принято вести свои династии от римских кесарей, а в столице анадрыского поречья, селе Марково, свою родословную принято считать от первых русских первопроходцев. В 20 верстах от соверменного села Семён Дежнёв со товарищи срубил Анадырский острог. Простоял тот острог чуть больше ста лет, пока его по царскому указу не сожгли. Гарнизон острога был выведен в другие городки на Колыму и Гижигу. Но население никуда отсюда не ушло. Жители расселились небольшими становищами по берегам рек.

Первое упоминание о современном селе относится к 1830-м годам. Позже Марково становится де-факто центром Анадырской округи - административной единицей, в которую входила большая часть современной Чукотки.

2. Карта Чукотского АО.


3. Главным средством передвижения на Чукотке до появления техники были собаки. А главным центром ездового собаководства было село Марково. Марковчане считались лучшими каюрами Чукотки. Они ездили из Марково до Берингова пролива, Камчатки и Колымы. Собаководство стало исчезать в Марково лишь в 1970-е годы.



Подробно останавливаться на истории этого древнего русского поселения  не буду, скажу лишь, что в годы Великой Отечественной войны в Марково строят аэродром для знаменитой ленд-лизовской трассы "АлСиб", по которой перегоняли самолёты из США (Фэрбенкс) в СССР (Красноярск). Аэродром строили марковчане. Стройка завершилась в рекордные сроки, менее, чем за год.


4. В юбилейные годы открытия "АлСиба" в Марково приезжали лётчики-ветераны. Середина 1990-х




5. Не все полёты завершались благополучно. Вдова летчика Новгородского на могиле мужа. 1980-е.



6. После войны авиация становится главным транспортным средством в пассажироперевозках.



7. Дольше всех нёс лётную вахту Ан-2


8. В 1980-х в Марково появились Як-40 и Ан-24, которые осуществляли авиаперелёты в Магадан и Анадырь


9. Ан-24


10. Здание старого аэропорта. Начало 1980-х. Марково регулярно подтапливает.


11. Конец 1950-х гг.


12. Во время наводнений по селу передвигаться можно только на лодках. На переднем плане лодка-долблёнка, каюк.


13.  До появления авиации и еще значительное время после, главной транспортной артерией в Марково была Река. Именно так именуют здесь самую большую реку Чукотки,  Анадырь. Катер идущий из Марково в Анадырь



14. Плашкоут, на котором в Марково доставлялись грузы











15. Сплав бочкатары по реке



16. Зимой в Марково можно добраться и наземным транспортом, к примеру на тракторе или вездеходе, по зимникам


17. Вездеходный прицеп(?)


18. Можно и на "студебекере", ЗиЛе-157, но только если в автоколоне идёт трактор



19. А на мотоцилке можно гонять только по деревне. И то не далеко.






Фото из архива жительницы села Марково  Натальи Агеевны  Ковригиной


Tags: Чукотка, поселения Чукотки
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments