Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Почему умирают народы?



Что может послужить причиной вымирания народа? Почему такие разные судьбы у народов живущих в одном регионе? Почему небольшой чукотский этнос сумел выжить и заселить огромные территории, в то время как  многочисленные юкагирские племена или кереки канули в небытие истории? У истории на эти вопросы ответов нет. Есть гипотезы, предположения, версии, закономерности.




Одна из таких закономерностей, которую Киплинг очень метко назвал  "законом джунглей"   гласит: выживают сильнейшие. Чтобы не говорили современные либеральные антропологи и этнографы,  но любой этнос, народ и как следствие государство стремится к гегемонии. Это является основой жизни любого общества: лучшие земли и лучшие ресурсы позволяют "своим" жить в достатке. Ну а если для этого необходимо лучшее забрать у слабого, то так тому и быть. Причём гегемония наблюдается не только в материальной сфере, но и в сфере духовной и культурной. Если народ богатый, то и боги их правильнее и общаться они со всеми будут только на своём языке.

2. Череп найденный возле керекского жилища



К 16-17 векам на территории центральной и восточной Чукотки гегемоном стали чукотские племена. В этот же период они ведут постоянные войны с коряками. Чукчи и коряки близкородственные народы, имеющие единого предка. Их родство примерно такое же как у русских, белорусов и украинцев. Коряки к тому времени уже перешли к крупнотабунному оленеводству, которое и стало причиной межплеменных войн. Между чукчами и коряками находились племена юкагиров, так называемый "юкагирский клин" и не мудрено, что больше всего в этой драке "доставалось" именно юкагирам. Уже к приходу русских юкагиры хотя и заселяли обширные пространства Анадырского поречья, но уже были не многочисленны. Со временем, часть их была ассимилирована русским населением у которых они искали покровительства, а часть откочевала в приколымье.

А при чём тут кереки? До середины 18 века в общем то и не причём. Жили кереки в самом глухом углу, на побережье  от Анадырского лимана на Чукотке до Олюторского залива на Камчатке. Земли их до поры до времени не интересовали оленных коряков и чукчей. Ситуация изменилась в середине 18 века, когда чукчи стали искать новые пастбища для своих разросшихся оленьих стад. Несколько чукотских родов переселяется в Туманскую тундру и постепенно расселяются по земле кереков. Дисперсно расселённые кереки в военном отношении не могли ничего противопоставить консолидированным воинственным чукчам и постепенно, но очень прочно попали в зависимость. Зависимость эта была настолько сильной, что даже в 1930-х годах, в местных советах разбирали случаи рабства кереков в чукотских стойбищах.

       Быть может и смогли бы кереки жить безбедно и сохранить свою идентичность, как к примеру эскимосы, которые оказались в очень схожей ситуации, но на беду в это время европейские китобои "открывают" для себя северное берингоморье. Киты начали менять пути миграции и на побережье наступил голод. Эскимосам и прибрежным чукчам повезло больше, вместе с китобоями начались контакты с европейцами, которые привели к активной меновой торговле. На керекское суровое побережье цивилизация не пришла.


3. Старая стоянка оленеводов, рядом с древним керекским поселением




Перепись 1897 года зафиксировала всего  102 керека проживавших в 5 поселениях. В 1937 году их было 47 человек. Советская власть реально спасла многие семьи от страшного голода, который свирепствовал в 1920-х годах, но коллективизация и укрупнение поселений в последующие годы, окончательно растворили кереков в чукотском этносе.  В.Леонтьев собиравший этнографический материал по керекам, в 1970-х годах констатировал, что только каждое пятое слово в разговорной речи было керекским, остальные уже были чукотскими. В 1991 году оставалось всего 4 человека, знающие  керекский язык. Есть ли такие люди сейчас мне не известно.

"...всё живое-зверь, птица, дерево, трава умирает для себя, чтобы воскреснуть в другом."
                                                                20.02.1946 М.М. Пришвин "Дневники"



Погода снова крутит. Ветер гоняет по небу тучи сменяя морось на солнечные просветы. Вновь отправляюсь на керекские поселения. Основное керекское поселение в бухте Гавриила расположено на косе протоки Рыбачьей.  Протока Z-образная, поэтому до поселений можно дойти пешком. Многочисленные соломенные холмы, бывшие когда-то землянками, тянутся на два километра вдоль косы. Подобные жилища у кереков назывались "кумайаана" - жилище с углублениями. Их здесь не менее 50.


4. Валхаан" жилище для одной семьи




5. Кумайаана - жилище с углублением, большое родовое жилище


"Раньше землянки у кереков были коллективными. В центре стояла большая общая землянка. Она имела свой вход. Рядом с ней по окружности располагались землянки меньшего размера, в которых жили отдельные семьи. Таких как правило, было две-три. Все землянки соединялись с центральной, некоторые землянки имели свой отдельный вход. Дымовое отверстие - "инуйнын" не являлось входом, как у кереков, не было в керекских жилищах и специального столба с зарубками, служившими как бы лестницей, который была типичен для корякских землянок с раструбом. Дымовое отверстие зимой покрывалось тонкой плстиной речного льда и открывалось, когда в жилище горел очаг. Новое слово кумайаана, навело на размышление, что название жилища "валхаан", которое соответствует чукотскому "валкыран", то есть "жилище из челюстей кита", видимо, заимствованно из чукотского языка и вошло в употребление, когда кереки, стали жить отдельными семьями, а настоящим древним жилищем являлось кумайаана.

Основу керекской землянки составлял квадратный каркас из четырёх крепких столбов, соединённых между собой толстыми балками. На каркас наваливались жерди, всё это тщательно обкладывалось дёрном, а щели забивались песком.  Сложная система жилища представляла собой внушительное сооружение, но оно не было приметным издали, так как, покрытое дёрном, сливалось с естественным ландшафтом."


6. Остатки деревянного столба в жилище


7. Иногда за землянным валом жилища встречаются деревянные или костянные колышки

8. Травянные пятна - объекты "Орианда-1" и "Орианда-2"



Большая часть жилищ имеет круглую форму, хотя встречаются и овальные. Диаметр центрального круга 6-8 метров, от которого в стороны ведут небольшие коридорчики к жилищам  поменьше (2-3 метра).  Все жилища на объектах "Орианда-1" и "Орианда-2" можно разделить на две части: на жилища с чётко выраженными  высокими насыпями заросшими травой и жилища в которых только угадывается контур окружности. Последние не имеют травяного пояса и покрыты тундровой растительностью. Как и на "Орианде-4", на  новых объектах  подъёмного материала визуально не обнаружил. Примечательно, что современные объекты: метеостанция и рыболовные объекты расположены в районе расселения кереков, т.е. в наиболее рыбных местах.  Прогулка по косе, которая простирается на 5 километров в глубь, не выявила  ни одного нового жилища  или поселения.

9. Жилища второго типа, с тундровой растительностью



10.


11. Жилища первого типа, заросшие травой


12.



Зафиксировав координаты более 100 керекских жилищ я завершил свою археологическую миссию. Впереди меня ждал мыс Наварин, мыс Всех ветров.






Продолжение следует


Часть 1. "Берег разбитых кораблей"
Часть 2. "Из пункта "А" в пункт "Б"
Часть 3. Чукотский паровоз"
Часть 4. "Любовь и ненависть беринговской тундры"
Часть 5. "В горах Северной Корякии"
Часть 6. "В мире животных"
Часть 7. "Эффект красоты"
Часть 8. "Метеостанция "Бухта Гавриила"
Часть 9. "Был такой народ - кереки"

Tags: Беринговский район, Чукотка, бухты Беринговского, кереки, экспедиция "Наварин-2015"
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments