Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,

Глава 7. Дождь и никуя горячего копчения

Дневник участника экспедиции:

23 августа 2012 года.

То что ночь будет холодной было понятно уже на закате. Перед тем как залезть в спальник, одел термьбелье и флисовые носки. Но это все равно не помогло. Ночью просыпался от холода. Очень зябко. Температура опустилась до нуля. Не хватало еще в ледяную шугу на реке попасть. Утро, то же не радовало. Ветрено, пасмурно и дождливо. Все жаждут поскорее уйти из Тамватнейских гор. Очень сильно они начали «давить». В добавок ко всему вода здесь особенная.
. Мочегонная. Приспичивает каждые полчаса-час. Вначале думал, что может застудился. Но парни тоже начали чаще «до ветру» ходить. Очень интересно узнать хим. Состав воды.

Выйдя из «ворот» - самого узкого места на Великой, в паре километров от нашей стоянки по правой стороне видим перевалку Тамватнея  - пять балков. Парни идут на осмотр я плыву дальше. Боюсь, что потом снова не загоню собаку в лодку. Балки все «убитые». У меня отлегло. Так бы жаба начала душить, что накануне не дожали эти пару километров. Известное ведь дело, что в балке завсегда лучше, чем в палатке. У Сани, к слову сказать, отлично сработала интуиция. В день, когда мы встали лагерем в Тамватнейских горах он предлагал плыть дальше. Как чувствовал.

Река вышла из гор и теперь течет в долине. По берегам рощи и кустарниковые подлески, которые отражаются в воде изумрудом. Здесь, в среднем течении река разбивается на максимальное во всем свое течении проток. Стараемся держаться вместе, но иногда кто-нибудь влетает не в ту протоку. Благо, что протоки, не сильно извилистые и через 100-200 метров снова вплетаются в единую струю. Листва на деревьях начала рыжеть и буреть. Особенно очаровательно выглядят рябины. Тополя, еще держаться в зеленом. Здесь они фавориты. Самые высокие и самые мощные. Иногда они растут весьма удивительно. На излучине заметил восемь тополей метров 12 высотой, которые образовали из стволов кольцо диаметром в  метр. Начали попадаться лебединые пары. Снова видел выдру, которая ловила кету возле переката. А после обеда -  медведя. Он шел по берегу и внимательно наблюдал за нашей лодкой. Парни шли далеко позади, поэтому решил выстрелом его вспугнуть, чтобы медведь не сунулся в воду, когда они здесь проплывут. В очередной раз фиксирую, что на крик он внимания не обращает. Интересна реакция медведя на выстрел. Он судорожно метнулся в одну, потом в другую сторону и аки мустанг помчался по косе в сторону рощи. Бежал, аж пятки сверкали, хотя можно было уйти в кустарник который был метрах в 10 от реки.

Весь день занимаюсь дрессурой. Веслом стучу Локи по башке пытаясь отучить его выть и стонать, когда парни обгоняют нас на лодках. Через час  дрессуры, он прижавшись головой к лодке изредка жалобно поскуливает. Упертая собака. Всё ведь понимает, но продолжает гнуть своё.

На ночёвку встаём в небольшом затоне. Выходим с Серегой на берег смотрим место для разбивки лагеря. Саня отстал, видимо фотографирует. Место шедевральное. Песчаная коса с одной стороны  быстрок, с глубиной метра 3, с другой стороны тихая заводь. Вдруг Локи начинает лаять. С противоположной стороны откуда мы пришли из протоки выплывает Саня. Вот это сюрприз. Свернул оказывается не туда.

- А ведь мог бы и не встретить вас, - с невозмутимым видом сообщает Саша. Что было бы если… даже думать об этом не хочется.

Река просто кишит рыбой. С шумным плеском кета выпрыгивает из воды. Не отстает и хариус, вырисовывая свечи в погоне за насекомыми. Навостряю спиннинг. Два заброса и крепкое русское слово эхом отзывается в близлежащей роще. Кета оторвала предпоследнюю блесну.   Цепляю последнюю. Поклевка. Кидаю спиннинг на землю и начинаю бегать вдоль берега, то отпуская, то подтягивая леску пытаясь утомить рыбу. Леска  звенит струной. Под ногами с шумом  осыпается в бурный речной поток высокий песчаный берег. Минут через 7 на берегу извиваясь дугой бьется здоровенная «цветная» кетина – никуя. Вхожу в азарт. Снова поклевка и снова борьба. И снова мне улыбается удача. И снова никуя, теперь чуть поменьше – килограммов на  5. Хочу поймать самку. Поклевка. Самка. Небольшая, килограмма на 3. Даже еще серебрянка. Поиграв минуты полторы, тащу «на дурака». Рыба уже в руке, но в этот момент хлестко рвется леска и рыба уходит в реку. Итог две никуи. Но сейчас уже не до жиру. И такая рыба сгодиться. Вечером запекаем ее в камнях. Вкус просто божественен. Кета – горячего копчения. Такой вкусноты я не ел. Вечер, просто восхитителен. Полный штиль. Температура 9 градусов. Просто благодать. За день прошли 55 км.

N 63.39.02  E 174.31.93. Высота 73 метра.

24 августа 2012 года.

Утром зарядил мелкий дождик. «Разве настоящих гасконцев испугает маленький дождик?»-  вспомнив фразу из одной  книжки-игры, подумал я отталкиваясь от берега. Маленький дождь,  нас не испугал. Потому что минут через 15 он превратился в ливень. А то что происходило дальше легко себе представить, сев в ванну в одежде и включить душ. Холодный душ. «Разверзлись хляби небесные», «льет как из ведра», «ведрено» «вода, вода, кругом вода» и другие фразы и крылатые выражения могли бы стать девизом этого дня, но девизом стала банальная, но очень меткая фраза Сергея – «Полная жопа!». Вот именно эта часть тела больше всех ощутила прелесть погоды. Огромная «благодарность» конструкторам замечательной байдарки «Щука» за «продуманные» сиденья. Сиденье на байдарке это кусок ткани натянутый между баллонами. Очень удобное сиденье. Только не в дождь. В дождь оно превращается в водосборник. Вся вода попавшая на байдарку скатывалась к седалищу. Ткань из которой сшита т.н. юбка, даже не пыталась сдерживать воду. Она просто сразу сквозь нее текла.  Хуже всего досталось Сереге. Его каяк уже начал протекать по швам. А тут еще и дождь. Причем, как настоящий гаучо, он не одел юбку и вода текла в каяк как сверху, так и снизу. Обувь у него прохудилась еще в горах, поэтому единственное, что Сереге оставалась делать это грести без остановки, чтобы не замерзнуть. Впрочем без остановок гребли и мы с Саней. Дождь висел такой стеной, что снижал видимость до 300-500 метров. Радовало одно – не было ветра. Так мы гребли до обеда. За неполные четыре часа мы прошли 29 км. Как обычно бывает в сложных ситуациях начинаешь думать о приятном. Обед – это приятно. Чалим к берегу. До того как выйти на берег чувствовал себя вполне комфортно. Да сыро, да, задница мокрая и сижу в самой настоящее луже, но в целом тепло. Как только вышел на берег, вода скопившаяся в области паха, повинуясь закону физику веселыми ручьями полилась в сапоги. Через 30 секунд после выхода на берег, я понял, что комфортно мне было из-за интенсивной гребли. Такая же история и у Сани. Про Сергея и говорить нечего, он мокрым стал еще не успев оттолкнуться от берега. Пулей ставим палатку, хватаем обеденный скарб и трясущимися руками зажигаем газовую горелку. Палатка превращается в баню. Влажную, сырую, но главное теплую. С нас продолжает течь и в палатке образуются небольшие лужицы. Выпив горячего супа и чая почти моментально начинает клонить в сон. Сворачиваемся калачиками и засыпаем. Не надолго. Через 20 минут стуча зубами начинаю физ.зарядку в положении сидя, чтобы хоть как то согреться. Дождь не прекратился. Но добавился ветер. Который стал настолько крепок, что палатка начала кукожиться пытаясь сложиться. Стиснув зубы, выходим на улицу и привязываем палатку к байдаркам на растяжки. О том чтобы идти дальше не может быть и речи. Снова кипятим воду и варим теперь остатки вчерашней пойманной рыбы с макаронами. Хренатень еще та, но главное что это еда, и она горячая. Высушиться в палатке нам не удастся, надо пытаться развести костер. Дождь чуть стих выходим на улицу, начинаем собирать дрова. Закон Мерфи гласит: «Если стало плохо, будет еще хуже». Так и здесь. Встали на песчаной косе на которой почти ничего нет. Пришлось побегать, пока принесли дров для костра. Благо попалась одна моренная деревяшка, которая даже в самый сильный дождь внутри остается сухой. Костер разгорался медленно и мучительно. Ветер, который помогал раздувать пламя и сушить сырые дрова, направлял пламя и тепло в сектор равный 40 градусов окружности. На таком крохотно пяточке мы и примостились в самых причудливых и неоднозначных для воспитанного человека позах. Но сейчас было не до этикета и сантиментов, каждый грелся как умел, пытаясь закрыть своим телом каждый квадратный сантиметр поверхности костра. Вещи на нас постепенно сохли. Дождь часам к 7 сошел на нет. За ужином все были в приподнятом настроении. Факт, что ты снова сухой, придает бодрости не хуже шоколада. За ужином мы дружно констатировали, что промокшая задница, по степени мерзости, приравнивается к промокшим ногам. А в исключительных случаях и превосходит их по дискомфорту. Как быстро забываются тяготы, когда они закончились. Пьем чай, наслаждаемся прекрасным СУХИМ вечером. И в этот момент Саша, сделал такое, что навечно, вписало его имя в анналы случаев из цикла «А помнишь…». Саша, уподобившись Амаяку Акопяну из ниоткуда (конечно же из своего рюкзака) достал коробку конфет «Фереро Роше» (такие кругленькие похожие на  ежиков). То что случилось с Сергеем и со мной психологи называют  когнитивным диссонансом, пользователи Интернета - «разрыв шаблона», а пафосная московская молодежь в таких случаях говорит «Да ладно!».

Здесь пожалуй стоит сделать небольшую ремарку о продуктовой корзине и «ништяках». Закупка продовольствия, с учетом предыдущих походов, проводилась централизовано. Все четко знали, сколько и чего мы берем. Продукты строго регламентированы. Никаких роскошеств и вкусностей, ибо нести их на себе тяжело, а съедаются они быстро, сколько бы ты их не брал. Единственно, перед сплавом, я предложил всем взять, что-нибудь вкусное не раскрывая что именно. Есть эти вкусняшки будем когда каждый посчитает нужным, что настал именно тот момент. Серега взял «шоколадную колбасу». Съели мы ее в первые два дня похода, из-за ее нетранспортабельности и теплой погоды. Я взял имбирное печень с шоколадом – съели его после пройденной пешим ходом  первой сотни километров. Саня в одну из полудневок, достал пакет белых семечек. Это и был его «отвлекающий маневр». Поэтому когда появилось «Фереро роше»,   (и не когда бы то ни было, а именно в этот вечер) это было похоже на чудо. Простое шоколадное, с орехом внутри, хрустящее, таящее на языке, божественное чудо. Кондитеры всех стран мира позавидовали бы «Фереро» глядя на то с каким чувством мы ели эти конфеты. Все в мире уравновешено. И за такой чудесный вечер, не жаль было и мокнуть полдня под дождем. Не из-за конфет, конечно. За чудо.

Перед тем как укладываться спать встал вопрос о переносе палатки подальше от воды. Поборов лень и вспомнив, что месяц назад наш товарищ Тимур сплавляясь по Амгуэме остался без лодки из-за резкого паводка, мы все же перенесли палатку и лодки метров на 15 от воды. Утром решили встать пораньше, чтобы наверстать упущенные полдня за сегодня

N 63.45.70  E 174.55.13. Высота 49 метров.

Tags: Анадырский район, Великая река, Чукотка, города-призраки, чукотская рыбалка, экспедиция "Чукотский mainstream 2012"
promo basov_chukotka июль 20, 03:09 3
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…