Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Categories:

Все любят китов





Китов любят все. И "зелённые", и вегетарианцы, и учёные, и охотники-морзверобои.  Просто любовь у всех разная. Но пост не о любви, а о значении китов в жизни жителей Восточной Чукотки.




Это было давно. Очень давно. Когда не было "Гринписа", вегетарианства, телевидения и средств массовой информации. Это было так давно, что не было даже Москвы и современных государств. Это было во времена царствования  египетских династий. Именно в то время на побережье Чукотки зародилась эскимосская культура морских охотников. В Х-XV веках на  Чукотку пришли чукчи, часть из которых переняла традицию морского промысла. Главным объектом морской охоты были киты: серые и гренландские. Мясо, кости, внутренности кита давали возможность чукчам и эскимосам выживать в экстремальных условиях Севера.

Цивилизация в эти края пришла довольно поздно. Во второй половине  ХIX века сначала в лице американских и британских китобоев, а затем и русских, потому что Чукотка была частью огромной Российской империи. Жить по старому конечно уже было не возможно. Цивилизация пожирает малые народы. От цивилизации  есть единственная "прививка" - сохранить традиционное хозяйствование. И чем максимально традиционнее оно будет, тем больше шансов для народа не потерять свою идентичность.

Худо-бедно, но на Чукотке  в какой-то мере удалось эту самую традиционность в ведении хозяйствования сохранить.  Конечно же возникает много нюансов и вопросов о "традиционности" использования ста сильных моторов или огнестрельного оружия. Традиционными их назвать сложно, но с другой стороны появились и многие факторы сдерживания промысла, в частности квоты. А если посмотреть на проблему еще шире, то возникает вопрос:
- А кто запрещает использовать новейшие средства?

Житель Берлина или Брянска может много рассуждать о "можности или неможности" китовой  охоты, но в то же время его  никто не ограничивает в разведении картошки или тюльпанов на своих шести сотках. Никто не ограничивает сибирского охотника идти на медведя только с рожном. Традиции доставшиеся нам от предков сегодня стали очень технологичными.

Сама постановка вопроса о запрете на традиционный вид деятельности мне кажется абсурдной и не правильной.  Обычаи и традиции кажущиеся европейцам отвратительными и негуманными не должны вызывать волну запретов мирового сообщества. Те или иные народности сами должны придти к трансформации своих обычаев и традиций. Это тоже самое что с законом о запрете табакокурения. Да хоть зазапрещайтесь. Пока каждый сам для себя не решит, что это плохо, любой запрет будет воспринимать как попытку вмешательства в личную жизнь.

Но  вернёмся к китам. Защитники добычи китов коренными жителями Чукотки и сами коренные жители, в аргументах и спорах с "зелёными" используют веский довод:

- Китов мы добываем для еды. А иначе мы будем голодать. И вот ещё что - мы не можем жить без этой еды. Организмы у нас так устроены.  Как вы, русские не можете без хлеба.

Не тот аргумент. Совсем не тот. Мантак (кожу кита)  я попробовал несколько лет назад. И  "подсел". Теперь я тоже не могу без него. А самый известный чукотский  писатель Рытхеу, уехавший из Уэлена с детства питавшийся морзверем, прекрасно жил в Ленинграде и без мантака.

Да, мясо китов,  моржей, нерп, белух - составляют существенный рацион питания в жизни жителей побережья Чукотки. Но охота на морзверя для жителей прибрежных сёл - это больше, чем добыча еды. Еда в магазинах есть. Пусть даже большую часть года  просроченная и дорогая, но есть. Был небольшой трагический период в истории Чукотки в 1990-2000-х годах, когда еды не было. Вообще не было. На прилавках в магазинах из "еды" стояли уксус и соль. Но сегодня с голоду никто не умирает.

Тогда зачем добывать китов, моржей и нерп? Аргумент в праве народа на самобытность. Никто не в праве ограничивать этнос в вопросах самосохранения.

Охота на морзверя -  если можно так выразиться этнообразующий фактор. Если на секундочку представить, что населению вдруг запретили весь морпромысел. Что тогда? В чём тогда искать смысл жизни? Идти работать в комунхоз, в школу, больницу? Охота, пусть даже и с применением моторов и оружия для жителей побережья (чукчей и эскимосов) по-прежнему остаётся фактором самоидентификации народа. Не будет морского промысла, не будет народа.
Большая часть чукчей и эскимосов живут в маленьких сёлах, в которых жили их родители, родители их родителей. Единственным правильным в мировозрении жителей побережья трудом или профессией, считается профессия охотника. Он кормилец не только семьи, но и всей общины. Что может быть приятнее родителю, чем услышать от соплеменников фразу: "Твой сын стал настоящим охотником" и при этом показать на айфоне, как он гарпунит кита. Это круче чем олимпийские медали, президентские гранты и тысяча ящиков сгущёнки.

 Общинность - это единственный способ выживания в суровых чукотских условиях. Морпромысел в своём основании содержит именно этот принцип. Не будет охоты - не будет общины - не будет народа. Будут граждане, которых государство должно содержать. Оно и сейчас дотирует жизнедеятельность поселений. Но сегодня это национальные поселения, в которых еще остались традиции. А завтра, лет через 30-40, если запретить охоту, поселения эти станут "обычными", гражданскими, не национальными, которые можно будет ликвидировать, в целях экономической целесообразности. Территория опустеет. Ничейных земель не бывает. Не живёшь значит не твоё. Может показаться бредом, но при таком раскладе интернировать земли в пользу американских алеутов или эскимосов уже не составит большого труда. Дикая фантастика конечно, но есть исторические прецеденты.



Для чего спасать вымирающих и исчезающих  животных? Биологи и "зелёные" в этом случае говорят о видовом многообразии планеты.  Для планеты ценен каждый вид. С потерей, к примеру, кулика-лопатня, мир будет уже другим. Формулировка спорная, но почему в таком случае это не относится к народам ведущим традиционный образ жизни. С потерей каждого этноса, мир обеднеет.

Китов любят все. Но больше всего их любят морзверобои Восточной Чукотки. Потому что любовь эта тысячелетняя.




Фото Константина Лемешева




Tags: Чукотка, животные Чукотки
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments