Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,

Глава 5. Про выдру белку и рыбалку

Из дневника участника экспедиции:

19 августа 2012 года.

Нервозность от долгих сборов компенсировалась отличной солнечной погодой. Сделав групповое фото в Березово, начали сплав только в половине одиннадцатого.  В Березово Серега не подстригся, как обещал. Как следствие очередной оверкиль. Только теперь настоящий. С полным так сказать погружением в среду.

Струя после шкуродерного порога мощным напором бьет в бурелом возле берега. Не успев вырулить из струи меня бортом швырнуло в бурелом и только яростная гребля спасли и истошный мат, которым я крыл собаку, сидящую на носу, чтобы она сидела смирно, спасли нас от переворота. Все обошлось легким испугом. Пройдя стремнину обернулся посмотреть прошел ли участок Серега. Сереги видно не было. И только спустя минуту он показался. Вытаскивая из воды каяк. Оказывается Серега как торпеда вошел в бурелом и каяк развернув поперек течения тут же перевернуло. Разводим костер Серега сушит вещи. Рядом с местом стоянки обнаруживаю самку кеты, пойманную за минуту до нашей остановки орланом. Но из-за истошных воплей и бултыхания в воде орлан решил оставить добычу и улететь. Рыбу тут же шкерю, из икры готовлю «пятиминутку». До обеда еще минут сорок, но решаем совместить приятное с полезным.

Рыбалка на спиннинг результатов не принесла. Моя «рыболовецкая подготовка» к походу просто отвратительна. Во-первых, из-за укороченного в области «тюльпана» спиннинга оборвалось 3 блесны. Леска запутывается на торчащем кончике удилища и блесна со свистом улетает в свободное плавание. Во-вторых, леска. Решил перед походом купить новую леску, но черт видимо попутал взять 0.3 мм. Думал для хариуса достаточно будет. Для хариуса то достаточно, а вот выдерать блесну из коряг совсем недостаточно. В-третьих, блесны – взял штук 7.  В силу перечисленных выше обстоятельств этого явно не хватило. Ну и по ходу экспедиции потерял ручку от катушки. Пришлось приделывать гвоздь, от чего процесс подмотки становился схож с процессом откручивания болта голыми руками: долго, неудобно, и абсолютно глупо. Но всё это не уменьшило во мне стремление поймать рыбу, а только раззадорило самолюбие. «Быть на Великой и не поймать рыбу? Такого быть не может». К единственной оставшейся блесне взятой из дома добавил еще две, найденные в доме в Березово. Естественно это были блесны монстры: одна – 10 см., вторая – 12 см., а третья – 2 см. на подледную рыбалку. Для ловли хариуса мой рыбацкий комплект был настолько абсурден, что надеяться приходилось только на «дурака» и «авось».

Река после Березово стала несколько шире метров 30-50 и заметно глубже. Ямы изредка попадавшиеся в верховьях теперь были обычным явлением. Дна видно не было. Изредка в таких омутах видны были кета и шедший за ней хариус. Цвет воды тоже резко изменился с голубого на изумрудный. Все чаще протоки соединяются в едином русле. Лес в таких местах очень густой и высокий. Ощущение что плывешь по искусственному каналу, а вокруг лесопосадки. В одном из таких «каналов» впереди неожиданно вынырнула выдра. Пару секунд оценивающе смотрела на плывущую байдарку и также бесшумно скрылась под водой. С правой стороны тянется Койвэрланский хребет – водораздел рек Великой и Хатырки. Очень много орланов, которые меланхолично парят над нами. Километрах в 15 от Березово стала попадаться рябина. Растительность заметно стала богаче. Мощные чозенивые рощи, встречаются теперь постоянно. На привал встаем в устье Койвэрэлана. Место сказочное. На высоком берегу, в котором мы встали – подлесок, напротив, через реку  сопка поросшая кедровым стлаником. Вечером очередное ЧП, Серега ножом распанахал ладонь. Еще раз предлагаем подстричься. Серега мужественно отвергает наши услуги.

За день прошли 40 км.

N 63.15.79  E 173.16.99. Высота 157 метров.

20 августа 2012 года.

Ночью Локи истошно залаял в палатке. Выпустил его наружу. Возле палатки никого не было, но пес целенаправленно умчался в лес. Утро выдалось прохладным. Стал подмерзать. Промучившись в спальнике минут 15 решил вставать. На улице свежо, солнце только встало. «Кто раньше встает, тому Бог подает»  - вспомнив поговорку, взял удочку и пошел рыбачить. Подкурил сигарету и забросил блесну. Блесна резво набрав высоту потащила за собой леску. И вот здесь леска сделал «финт ушами». Стремительно вылетев из катушки по какой то немыслимой траектории она задела кончик сигареты. Пожалуй не стоит  передавать слова, которые я высказал самому себе, сигарете, леске и всемирной рыбацкой непрухе. Такого конфуза на рыбалке со мной еще не случалось. Докурив несчастную сигарету я отложил спинниг, который минуту назад хотел сломать, взял ружье и пошел вдоль берега в надежде на более удачную охоту.
  Шел вдоль подлеска, который увел меня от реки по сухой протоке к выдающимся обрывам. Следов масса: лосиные, медвежьи, заячьи, волчьи, но никого не видно. Побродив с час возвращаюсь в лагерь. В подлеске собака вдруг неожиданно бросается к деревцу и начинает раскатисто лаять. Так это ж белка!  Вот кто ночью встревожил собаку. Черная белка залезла на саму верхушку 4 метровой ивы. «Посмотрим какой ты белочник», -  сказал я Локи и потрёс деревце. Белка упала на землю и в сотые доли секунды, пока Локи только понял, что произошло вновь влетела на то же деревце. Попытка номер два. Снова трясу дерево, белка падает, Локи в недоумении. Последняя попытка. Белка слетает с ветки падает на землю Локи кидается, бьет лапой, но белка с невероятной скоростью сделав несколько прыжков взбирается на соседнее более высокое дерево. Собака разочаровано задрав морду в небо намекает о продолжении охоты. «Ну уж нет. Пошли домой. Сегодня мы оба неудачники».
  Позавтракав еще раз решаю порыбачить. Осталась одна, самая большая блесна. На такую разве, что крокодил клюнет. Или щука. Но щука водится значительно ниже. Пару забросов и о, чудо! Вытаскиваю почти килограммового хариуса. Продолжаю кидать. Еще один. И еще. В очередной раз забрасываю спиннинг. Чувствую что-то зацепилось. Не рыба. Но и травы на такой стремнине быть не может. Подтаскиваю леску. Вот если бы мне рассказали, не поверил. Вытаскиваю леску оторванную утром. Аккуратно тащу за кусок старой лески и вытаскиваю блесну. Фарт. Но все в мире уравновешенно. Отплыв с места ночевки километров на 10 вспоминаю, что оставил там патронташ!
  Река течет по живописнейшим местам. То прижимаясь, то уходя от сопок. Попадаются 30 метровые обрывы, напоминающие гору Рашмор в Южной Дакоте. Только без ликов президентов. Возбужденный утренней рыбалкой по ходу сплава пытаюсь тролинговать (опуская блесну в свободное плавание за байдаркой). На очередной яме поклевка. Аккуратно пытаюсь вываживать, но куда там. Леска рвется словно нитка, без намека на какую-нибудь борьбы. Снова кляну , что взял леску 0.3 мм.
  Сплав давно перешел в рутину. Пейзажи, восхитительные и изумительные, в начале сплава, теперь стали просто классными и отличными. Опасные  участки попадаются теперь значительно реже. На обед встаем на берегу в протоке. Вокруг пяточка на котором мы расположились кустарник и лес. Нацепив маленькую зимнюю блесенку пытаюсь рыбачить. Блесенка улетает всего метров на 5. Но с первого же заброса вытаскиваю небольшого харитона. Заработало! Пока закипал чайник наловил еще 9 штук. После обеда решил еще раз порыбачить. Неожиданно на противоположный берег выходит медведь. Протока шириной метров 20. Медведь подошел к воде встал на задние лапы начал нас рассматривать. Локи лежавший возле костра активизировался и начал отчаянно лаять на непрошенного гостя. Косолапый, как мне показалось, удивился. Отвернулся, словно его чем то обидели, пошел прочь. Потом решил было снова вернуться. Но Локи продолжал доказывать, что не зря его кормят. Еще раз посмотрев в нашу сторону очень не спеша медведь побрел в кусты.
  Появление медведя придало некую эмоциональность сплаву, которая у нас фактически стерлась ввиду отсутствия событий. Но на этом встреча с «мишкой» не закончилась. Локи то ли от того что надоело плыть в байдарке, то ли от того что возбудился от встречи с медведем, напрочь отказывался садиться в байдарку. Пока я уговаривал его сесть, парни потихоньку начали сплав. Отчаявшись посадить собаку на борт, я плюнул и поплыл. Собака бежала по берегу. Выйдя из-за поворота я увидел вдалеке Сергея отчаянно оравшего и махавшего руками. Оказалось, что тот самый  медведь переплывал реку. Саня начал фотографировать. Но переправившись медведь заметил байдарочников и из любопытства снова полез в воду. То ли Серегин крик, то ли собака, которая бросилась в те кусты, где был медведь, заставили таки любопытного медведя уйти.
  После обеда сплав мне стал отвратителен. Виновником этого стал Локи, который наотрез отказывался садиться в байдарку. После встречи с медведем, мне удалось обманом заманить его  на байдарку. Но он поднял такой скулеж, что не выдержали даже парни, которые плыли от меня метрах в 50. Проходя рядом с берегом Локи выпрыгнул из байдарки и побежал по берегу. Раз 10, не меньше, он переплывал Великую, но залазить в байдарку отказывался наотрез. Так и плыли он скуля бежит по берегу, я плыву рядом. Он всем видом показывает, что готов залезть в лодку. Я чалю к берегу, он убегает в сторону. Благо еще протока, по которой мы шли не разветвлялась.  Как назло стали встречаться медведи. Саня насчитал их штук 5, я видел только 2. Особенно эффектно смотрелась медведица с тремя медвежатами на сопке в кедраче. Расстояние до нас было очень приличное поэтому она спокойно, но насторожено наблюдала за проплывающими лодками.
  Мы приближались к Тамватнейским горам. В этом месте река сливается в едином потоке. Это же место является самым узким на всей реке. Ширина ее здесь не превышает 15 метров. После двух часов бега вдоль берега уставшего и насквозь промокшего Локи удалось таки затащить на байдарку. И под тихий скулёж мы шли вдоль поразительных по форме и структуре сопок. Несколько сопок имели т.н. столовую вершину. Верх сопок был срезан словно ножом. Но самой поразительной была трехцветная сопка. Собственно говоря, что она трехцветная мы увидели несколько позже, потому что вначале мы увидели Белую сопку. Подойдя ближе увидели и остальные слои: черный и коричневый. Дальше сопка утопала в кедраче и какого она цвета понять было уже нельзя. Как выяснилось позднее это место соединения аляскитовых гранитов и алевритов (разновидности осадочной породы). Не знаю насколько ценны с геологической точки зрения эти породы, но выглядели они фантастически. Даже несмотря на дождь и промозглую погоду.  Обогнув сопку встаем на ночевку. На часах всего 16-45. Согласно карте именно отсюда ведет дорога в заброшенный поселок Тамватней. За день прошли 45 км.

N 63.24.65  E 173.54.19. Высота 115 метров.

"Лыба"

Фотокарточки Александра Толкачёваaleksander87
Tags: Анадырский район, Великая река, Чукотка, животные Чукотки, рыбалка, экспедиция "Чукотский mainstream 2012"
promo basov_chukotka июль 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…