Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Беда чукотская



Хочешь защитить своё государство - строй дороги.  Хочешь развивать экономику страны - строй дороги. Хочешь построить государство социального благоденствия, всё равно строй дороги.

  За четыре столетия, с тех пор как русские дошли до края земли, земных дорог связывающих центр  страны с Чукоткой так и не появилось. Куда там Чукотке, если и более близкие к Москве территории еще мало связаны дорожной сетью.

  Во второй половине ХХ века дорожную проблему решили кардинально - "построили" воздушные дороги. И стало хорошо. "Аэрофлот" - единственный авиаперевозчик страны предлагал возможность среднестатистическому жителю Чукотки за его зарплату 2-3 раза слетать в Москву и обратно. При чём возможность была ежедневной.

Прошли годы, которые доказали каждому гражданину, что страна развивается не только прогрессивным путём, от худшего к лучшему, но иногда и  регрессирует. Прикрываясь отговоркой о высокой стоимости расходов на топливо, аэропортовые и прочие взносы авиакомпании, сначала одни, затем другие взвинтили цены на авиабилеты по чукотским направлениям до высот, на которых летают их комфортабельные лайнеры. И даже ещё немножко выше.
Всё бы нечего, страна то уже стала рыночной, "не нравится, не летай". Но заковыка в том, что "в этот край далёкий только самолётом можно долететь". И стали граждане 87-го региона экономическими заложниками одной-двух авиакомпаний летающими на Чукотку, отдавая за возможность слетать на "материк" двухмесячную зарплату.

Но гнева народного не было. Были разговоры, возмущения и даже петиции, но всё обошлось без революции. Почему? Потому что подавляющая часть насления Чукотки - бюджетники, которым согласно закону государство один раз в два года, оплачивает "золотые билеты" к месту отдыха.

- Мне бы билеты до Москвы
- Дешёвых нет, остались по 40 тысяч. Брать будете?
-  Да хоть по сто, мне предприятие оплатит. Конечно буду.


"Дешёвые" - это билеты от 20 до 30 тысяч, которые продаются в ограниченном количестве на те же места, что и билеты по 35 и по 40 тысяч. Логикой понять этот феномен не возможно.

А где было государство все эти годы? Ведь это оно оплачивало авиакомпаниям их сверхприбыли и необоснованно высокие тарифы. Где был ФАП? Впрочем последний вопрос риторический, ибо рассматривать декоротивные органы власти мы здесь не будем. Государство в лице региональных и межрегиональных властей, проблему знало и даже пытались её решать. Вяло, но попытки всё же были, которые привели к фееричной по своей дерзости профанации. "Принимая во внимание", "заботясь о социальном благополучии", "снимая социальное напряжение" правительство РФ объявило о дотациях авиакомпаниям авиабилетов для социально незащищённых граждан: лицам до 23 лет и пенсионерам. Цена билета в один конец - 9 тысяч рублей! Новость вызвала сенсацию, шок и ликование. Ну хоть кому то повезло. Но мы же живём в России, нас уже жгли калённым долларом и окунали в ледяные воды дефолта. В чём подвох? Ответ находился в ближайших авиакассах.

- Да, всё верно, можно купить билеты за 9 тысяч рублей, но их уже к сожалению нет. Количество билетов лимитировано.

Знаете что самое забавное? Что количество этих льготных билетов, тайна великая. Государство позаботилась о своих "незащищённых" гражданах, авиаперевозчики заботу государеву исполнили, а то что конкретно тебе не достались льготные билеты дело житейское, частное. Очереди в авиакассах в период начала продажи таких билетов (потому что только там их можно купить) были близки к очередям в мавзолей Ленина и Макдональдс на Пушкинской в 1990 году. Благо что большинство работадателей, отпускающих своих сотрудников в эти "великие стояния" с пониманием относятся к проблеме.

Прошло еще какое-то время и грянул гром. Санкции! Государево око принялось смотреть бюджетные ведомости обособливо статьи расходов. И неожиданно обнаружило, что Дальний Восток очень крепко завязан на гражданской авиации. Не успело око послать сигнал в речевой центр, как авиаперевозчики работающие по Дальнему Востоку, заметив изменившийся взор государев, тут же сообщили, что он де альтруисты, филантропы и вообще большие патриоты, поэтому отныне билеты на дальние окраины нашей страны будут настолько низкими, что прослезятся даже арабские шейхи со своей дотационной "Эмирэйтс аэйрланс".

- Хабаровск, - зачитывали авиаперевозчики список городов, билеты в которые теперь будут стоить безобразно дёшево. Толпы жителей Хабаровска взревели от счастья, словно их город выиграл право проведения следующих Олимпийских игр.

- Владивосток, - жители Владивостока вышли на улице и до утра жгли фаеры и распевали гимн России и той авиакомпании

- Южно-Сахалинск, - вылов рыбы в тот день упал до критического, потому что праздничная лихорадка вылилась в массовые народные гуляния, на средства вырученные от продажи знаменитой ручки Хорошавина


Жители  Чукотки, с напряжением ожидали услышать заветное слово "Анадырь". Но не услышали. Не знали жители Чукотки, что патриотичный авиаперевозчик составлял список городов глядя на карту транслируемую во время прогноза погоды. А как известно все телесиноптики вещающие о погоде на Дальнем Востоке для  большей наглядности окраинных территорий России прикрывают своими телами моря омывающие наши дальневосточные берега. Вместе с морями, в силу меркарторовской картографической проекции, закрывают своими торсами и Чукотку. В общем не попала Чукотка в сипсок льготного авиасообщения с Москвой.
 
Ну кто же знал из авиаперевозчиков, что САМ (!) пригласит к себе на доклад чукотского губерантора. Такого же никогда прежде не случалось.

- Какие проблемные вопросы есть в развитии региона? - спросил Владимир Владимирович начальника Чукотки
Что оставалось сказать губернатору? Только одно слово

- Авиация
- Мы пообсуждаем эту тему, - вкрадчиво изрёк царь.

Почему царь? Потому что через несколько дней единственная летающая в Анадырь авиакомпания "Трансаэро" уже сообщила, что снижает билеты для бюджетников до 24 тысяч, т.е. в полтора раза. Механизм принятия решения, отнюдь не демократический, но очень  свойственный монархиям. Губернатор поблагодарил "Трансаэро", за жест доброй воли.

Странный был этот жест. Во-первых, как я уже говорил, бюджетникам всё равно сколько будут стоить билеты, 24 тысячи или 100 тысяч. Деньги на билеты  государственные. Все остались с лицом. Губернатор - изъявил чаяния народные, президент их поддержал, "Трансаэро" (очень хорошая авиакомпания, может быть даже лучшая в нашей стране), пошла навстречу. А народ? А как же простой обыватель? А он снова остался не у дел. С такими же ценами на авиабилеты.

 Если есть во-первых, должно быть и во-вторых. И в этом пункте, как полагается, вообще ничего не понятно. Экономико-политическое решение о снижении билетов авиакомпанией принято, а продажи билетов нет. Акция, как говорится в пресс-релизе "Трансаэро", продлится до 31 декабря. Летний сезон, пик продаж авиабилетов, уже начался, билеты в отпуск у нас приобретаются задолго до календарного лета. Так что еще немножко потянуть время и "Трансаэро" вообще выйдет сухим из мутной экономической воды.

Ну и напоследок. Видимо президент хорошо поговорил не только с "Трансаэро". Вчера правительство Чукотки выпустило пресс-релиз, в котором сообщает, что с 1 июля из Анадыря в Магадан, Хабаровск и Якутск еженедельно начнут летать рейсы авиакомпании "Якутия". И не просто летать, а летать за 8 тысяч рублей!

- Фантастика! - ликует народ
- Не может быть! - вторят им пессимисты
- А я уже за 34 тысячи взял билет на Хабаровск. Где они ....раньше были,  - говорит возмущённый гражданин

И в правду где? Почему этот вопрос может решить только президент? Если можно было скинуть цены в период кризиса, то почему в "жирные годы" были высокие цены на авиаперевозки? И главное, в чём подвох? Ну не может быть всё так прекрасно. Государство нам это неоднократно доказывало. Опять будет ограниченное количество льготных билетов? Или рейсы будут постоянно отменять? Или летать они будут на маленьких самолётах? Или...


До 1 июля осталось чуть-чуть, посмотрим.


П.С. Авиасообщение с центральными районами страны глобальная чукотская проблема. Но есть вещи и позабористее - местное авиасообщение, но об этом в следующий раз.

 



Tags: Чукотка
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments