Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие в сердце Чукотки

Дни в путешествиях.Это не цифры и имена недели, это нити, каждая из которых окрашена в свой цвет. Третьего дня мы вышли на речную косу и жгли костёр - красный день, в такой-то день вышли к наледи - день голубой, а вчера был туман - белый день. Длина у каждой ниточки разная. Грустно когда нитей мало и они длинные, значит путешествие было малоинтересным. Как и положено ниткам, через несколько дней они переплетаются, а затем окончательно путаются и уже не понятно какой день был красный, и сколько вообще ниток в походном клубке. К концу похода клубок разрастается до невероятных размеров и больше похож на Гордиев узел, кажется уже не возможно вычленить из него ни одного явления, ни одного отдельно взятого дня.

2. В верховьях Левого Пучевеема

Только вернувшись домой, достав дневник и загрузив фотографии начинаешь методично и скрупулёзно распутывать клубок походных воспоминаний. Все нити сортируются по цветам, подгоняются по размеру, отсеиваются полутона и обрывки. Готовый материал закладывается в ткацкий станок, который рождает на свет  прекрасный гобелен под названием "История одного похода". Создание шедевра, а это непременно шедевр, ведь создавался он твоими руками, процесс не менее интересный чем материал из которого его создали. При его создании можно внимательно изучить характер и структуру каждой нити, восхититься причудливым рисунком, логично и художественно оформить сюжет полотна.
      После создания шедевр на короткое время выставляется на всеобщее обозрение. Редкие гобелены висят на зрительском поприще дольше недели, а то и вовсе два-три дня. Потом полотно убирается в чулан, в котором тесными рядками висят такие же работы прошлых лет. Их редко тревожат и выносят на свет, ибо искусство постоянно требует новых цветов, новых нитей, новых сюжетов.

В моём клубке осталось еще несколько не распутанных нитей чрезвычайно красивого цвета.  И начну я с жёлтого цвета. Именно этот цвет мы первое что видили каждое утро. Жёлтый - это цвет нашей палатки. Утро 11 мая, было приветливым и солнечным, повторялся метеосценарий вчерашнего дня. Нас это вполне даже устраивало. Впереди наш крайний перевал, который должен вывести нас в ущелье Военных Топографов.

5. Без лыж к обеду проваливаешься выше колена

Как и полагается по "сценарию хороших приключенческих фильмов", это был самый высокий и крутой перевал. Но кажется нас уже ничем не испугаешь. За время нашего долгого путешествия волокуши заметно облегчились, а уровень мастерства приблизился к заветной для всех игроманов цифре  80.

6. Стена

7. Делёж "Сникерса" на лыже

Ущелье становится уже, горы выше, а количество бараньих тропок больше. Как то в начале нашего путешествия я сказал Лёхе, что самым красивым местом будет река Энмываам, с её скалами и каньонами. Готов забрать свои слова обратно. Энмываам безусловно прекрасен, но окружающие нас сопки, которые, впрочем, давно уже стали горами просто великолепны!

8. Волк прошёл

Красота спасёт мир, сказал классик. Фраза ставшая банальной и ничего не объясняющая, здесь обретает смысл. Окружающая действительность настолько совершенна, что ни думать, ни говорить, ни тем более делать, что-нибудь скверное не хочется. Если бы все поселения строились в таких местах, зла на земле безусловно стало бы меньше. Но мозг человека штука коварная и ненасытная. Он постоянно требует всё более и более красивых и захватывающих видов. Если в начале путешествия и 10 метровый булгунях был "прекрасной горой", то сейчас и не всякая гора-тысячник останавливает на себе внимание.

9. Слева - баранья тропка, справа- весеннее безумие евражек

За очередным поворотом показался снежный завал, это по видимому сход старой лавины, которую хорошенько припорошило снегом. Неужели всё? Взошли на перевал? Но нет. За следующим поворотом новый перемёт, за ним другой. А перевал всё также постепенно поднимается к небу.

10. "Весёлый танец ганга"

Несколько километров, с начала ущелья, мы идём параллельно волкам, которые прошли здесь совсем недавно. Волков несколько и видимо шли нашим маршрутом из одной долины в другую. Их кормят ноги, поэтому они стремятся к месту миграции дикаря.

11. Путь в перевал

Подъём стал уже неприлично крутым. Мы давно уже сняли лыжи и поднимаемся тяжело дыша. Делать остановки нет никакого желания, ущелье узко, а горы высоки. То и дело по склонам сбегают маленькие камешки, подгоняющие нас быстрее пройти перевал. Я плетусь в конце. Волокуши переворачиваются приходится останавливаться поправлять. Парни ушли вперёд. Естество Локи не позволяет, чтобы кто-то шёл впереди, он начинает рваться вперёд и радостно лаять. Сердце уходит в пятки от такого лая. Обрушиваюсь на Локи с шипением и угрозой физической расправы. Но всё обошлось, снег на сопках лежит прочно.

15. Снежные перемёты

Тимур шедший впереди останавливается дожидается нас с Лёхой:

- Жень, а у тебя навигатор включён? Кажется мы не туда идём.

Были и у меня такие мысли, но ведь ущелье то вот, хоть и круто, но поднимается вверх. Сверяемся с навигатором и точно промахнулись, выше на полкилометра поднялись.

- Надо было по следу волка идти. Он как раз где надо свернул.

17. "Последняя стенка"

18. "Радость"

Но где свернул волк, и туда куда нам надо, останавливает нас снежной стеной. Стенка крутая, но не длинная метров 300. Втаскиваем волокуши и тихо радуемся перевалу, благополучному прохождению и заходящему за горизонт солнцу. А впереди еще 15 километров до ночёвки. С заходом солнца традиционно стало тоскливо и холодно. Благо путь с перевала. Без двадцати одиннадцать вечера подошли к заброшенному балку на берегу озера Каменистого в ущелье Военных Топографов. Неплохой выдался переход в 35 километров.

23. В ущелье Военных Топографов

На следующий день встал  5 утра. Трёхчасовой сон ничто по сравнению с предстоящей рыбалкой. Сегодня днёвка. Озеро Каменистое расположено в верховьях ущелья Военных Топографов. Узкое, но длинное, более 2 километров озеро, на поверку оказалось еще и глубоким - 18 метров и видимо это еще не предел.

24. Днёвка!

25. В старом балке

Клевать стало почти сразу. Но ловится рыба никак не желала. Видимо малёк блесну теребит. Лишь часа через 3 удалось с горем пополам подцепить первую рыбёху. На незнакомом водоёме всегда возникает несколько рыболовных вопросов: что здесь водится и на что это ловится? Поэтому рыбаку так важна первая рыба. Хоть какая. Важна информация.
Вот мне такую информацию "в хоть каком виде" и преподнесло озеро Каменистое. Я поймал крохотную ручьевую мальму, или форельку как у нас её называют. Да, таких форелек, чтобы хоть как-то перекусить, каждому нужно штук по 10.  Еще через час вытащил еще одну. Чуть побольше. "Пошло дело!".

27. На озере Каменистом

28. Тимур-воин

Почти весь день 12 мая я провёл на озере. Рыба сначала не клевала, а потом вообще перестала клевать.  Перепробовал все снасти, игру блёсен, наживку. Всё в пустую. Что делает рыбак, когда не клюёт в хорошую погоду? Правильно, ложиться спать. Что я и сделал. Благо на шкуре спать тепло. Удочку из рук естественно не выпустил. И только я прикемарил, "ба-бах"! Дёрнуло! Вот это кабан. Леска поёт, я потихоньку, осторожно вывожу рыбу к лунке. И возле самой лунки "бздинь", леска лопается, а вместе с ней по ущелью разносится отборное интеллигентное русское слово. Вокруг по прежнему безумно красиво, но у рыбака взгляд тоннельный, его красота сокрыта подо льдом. И только что она от меня ушла. Как тут не выплеснуть чувства.

29. Рыбалка

30. Блёсна и мормышки

31. Мальма и "форелька"

Снова курю. За день при плохой рыбалке можно выкурить до двух пачек сигарет. Я выкурил полторы. И это потому что мне повезло. Рыбалка - это в первую очередь аналитика.  Если охотник может визуально видеть поведение животных, то рыбаку остаётся только догадываться. И удивительно, что по незначительным поклёвкам, подрагиваниям и другим приметам, опытный рыбак может в точности "в слепую" описать поведение рыбы. Достигается это разными методами, в том числе и методом аналогий. Повторением до мельчайших подробностей "уловистых моментов" рыбалки. Рыба моей мечты, клюнула когда я лежал и почти заснул. Следовательно я снова ложусь на шкуру и подёргиваю удочку так как я дёргал когда засыпал. И знаете что? Сработало! Вновь мощная поклёвка и приятная тяжесть на крючке. Минут пять вывожу рыбу в лунку. Вот показалась морда. Ни чего себе! Морда на всю лунку диаметром 130 мм. Залезаю рукой в лунку, хватаю за жабры и издаю победный вопль. Вот она рыба моей мечты! На вопль откликается заснувший было в палатке после завтрака Тимур.

32. Рыба моей мечты

Как только тебе показалось что ты понял рыбу и подобрал "ключик" к её поимке, рыболовная фортуна тут же поворачивается к тебе анальным плавником. Разумеется я что и делал после этого как лежал и "во сне" пытался обмануть рыбу и судьбу. Поймал еще одну маленькую форельку и всё! Больше рыбы не поймал. Но и одной вполне хватило на жарёху, которую мы организовали на печке в балке, который предварительно капитально очистили от снега. Днёвка удалась на славу и получилась не только эмоционально насыщенной, но и вкусной.

33. Чукотские Гималаи

Фото: Тимур Ахметов, автор

Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая

Tags: Билибинский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Купол"
promo ordinary_joe_1 22:44, yesterday 75
гдето в энторнетах прочитала про среднюю длину х​**ов. типа в европах это 13 см. В ужасе говорит мне, это же очень мало! так вот, воскресный опсоро для мальчиков: и да, две группы исследователей изучали тот же самый вопрос. у первой группы средний результат отличался на 6 сантиметров. Тому што…