Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие в сердце Чукотки

Наверное у каждого путешественника есть точка на маршрутной карте предстоящего путешествия, достигнув которой он уверен с вероятностью математическй погрешности, что теперь маршурт он пройдёт наверняка.  Точка эта сугубо индивидуальная и эфимерная, как полярный круг или экватор, но вполне конкретная, но почему она располагается в таком то месте, а не где-либо еще объективно никто не ответит.  Эта "точка не возврата" почти всегда находящаяся в первой половине пути, фактор скорее психологический, потому что ни один путешественник выходя из дома не может знать наверняка пройдёт ли он маршрут или нет?  Не знали об этом и мы, но бодрящий иней осыпавшийся утром с заиндевевшей палатки на лицо и маленькое облочко пара изо рта напрочь закрыли философическую тему "Тварь ли я дрожащая?". Утро был ясным, как и наш сегодняшний план: двигать отсюда и до ужина, с остановкой на обед.

2. Маршрутная карта

3. Вечер

4. Утро

5. Перед выходом

6. Чаёвка

До урочища  Мухоморного,  которое мой внутренний штурман назначил  той самой "точкой не возврата" всего сто километров. Это самая простая  часть пути. Маршрут тянется вдоль реки Белая, по тундре. Снега не много, наст превосходный, да к тому же мы идёт по снегоходному следу, по которому идти не только удобно - набитая коллея, но и навигационно понятно. Ориентирование на местности снижает скорость передвижения примерно процентов на 20. И чем менее рельефна территория, тем больше времязатраты.

Но самая простая часть пути не тоже самое, что самая лёгкая. Начинать то всегда не просто, особенно когда у тебя за спиной 40-50 килограммовые волокуши. Я честно признаться соскучился по тому, что в конце путешествия обрело форму идеологию, мифологию, правила и всё то что полагается при создании нового направления в аутдоре - "volokushing". Для Тимура и Лёхи этот вид мужского мазохизма был в новинку, поэтому они и стали главными идеологами и отцами-основателями теоретической базы волокушинга и его адептов волокушеров, которых как известно сухарями со сгущёнкой не корми, дай волокушу потянуть.

Но первые несколько дней, парням было явно не до фольклора и прибауток. Первый день был адовым для Лёхи у которого процесс аклиматизации видимо еще не прошёл. Потом у Тимура возникли проблемы с лыжами - очень скользкие, постоянно проскальзывают.  Но волокушинг, то же плавание, только в сухой воде. Тебя сбрасывают с лодки (в нашем случае с машины) и умеешь не умеешь а плыть/тащить надо. Често признаюсь, моим самым большим страхом было то что парни "сломаются", не смогут идти и придётся возвращаться или думать об эвакуации. Явных причин бояться не было, парни физически сильные, но зимой то они не ходили, а вдруг... В общем зря я тревожился, ходоки оказались еще те.

Первый день. Вышли. Шли, шли, шли, обед! Поставили палатку, поели, вздремнули минут тридцать, собрались и снова. Вжик, вжик, вжик скрипя лыжами до ужина.  Впереди, по бокам белое ничего, нарушаемое тоненькими черными штрихами контуров низких сопок и булгуняхов на горизонте. Сзади "огромный", по сравнению с окружающей местностью двухсотметровый устьбельский холм у подножия которого лежит одноимённое село. В общем в графе "живописность", виртуального дневника эстета путешественника, стоит двоечка.

- Белое безмолвие! Белое безмолвие! - радовался Тимур, - Женя это и есть белое безмолвие?
- Нет - отвечал я, - вот когда вообще ничего,  не видно будет, когда горизонт  сливается с землёй, вот тогда самое оно и есть. Но очень не хочется этого безмолвия.

10. Ветер 10-12 м/с

Оно, это безмолвие,  у нас конечно же было, но много позже. Первый день почти всегда не выразительный и почти всегда забывается если не ведёшь дневник.

Следующую ночь мы спали в палатке уже втроём. Тимур, изначально планировавший самостоятельное проживание в комфортабельной двушке, переехал на ПМЖ к нам в трёшку. От такого прибавления палатка  прослезилась инеем, который всю ночь сыпал в лицо. Сыпал потому что на улице дуло. Утро бело-ветренное. Пургуем. Дует низовая. К обеду в небе прорезались сине-голубые форточки и окошки, а на земле белым-бело.  Спим, едим, читаем.  Читаем не кого-нибудь, а самого Славу Сэ. "Еву". Начинали было читать мудрое, вечное, Обручева к примеру, но не пошло. А вот Слава зашёл. Читали как и пологается в слух, смеялись в голос.

11. Низовая пурга

12. Тимуросэлфи

Третий день принёс нам "живопись" и знакомство с рекой Белой. Потому что в этот день мы подошли к ней вполтную. Во времена когда я был юн и в самостоятельные походы не ходил, считал, что реки это не только "летние дороги", но и прекрасные пути для зимнего передвижения. Те кто также думают и сейчас сообщаю, что по рекам почти никогда (за редким исключением) на Чукотке не ездят. Кроме того, что зашкаливает процент кривизны напрвления, так еще путешествующего (как на технике, так и пешком), поджидают такие неприятности, как наледи или снег пухляк. Поэтому одна из красивейших рек Чукотки, вдоль которой пролегал наш путь, была нам почти не ведома. Черной тонкой каймой она прорисовывала горизонт справа.

14. Река Белая, скала Драчливая

15. Чуванская сопка

Всё величие Белой и масштаб лесистости мы смогли узреть лишь сверху, когда поднялись на сопку, это был наш первый перевал, г. Чуванская.  Широкая черная змея леса вьющаяся по белой простыне тундры впечатляет и ужасает, если представить, что вдруг, непонятно для чего тебе будет нужно перейти с одного берега на другой. Пухляк и кустарник - это одни из главных страшилок волокушеров, которые они рассказывают неофитам с содроганием, и предисловием "пробирался я однажды...".

Красивый был этот день и закончился он красиво на берегах небольшого притока Белой, реки Острой горы (Ирвывеем). Здесь мы вполной мере насладились "лесом", живописью и прекрасным чаем на костре изо льда.

17. Чукотские сваровски

21. Пойма Ирвываама

Утро вечера было не только мудренее, но и серее. Серое, мутно-ветренное утро, тянулось до обеда. Тягун в перевал, кочка, переворачивающиеся волокуши и только впереди стоящий балок был приятной неожиданной ожидаемостью. Про него нам рассказывали, но конкретизировать на карте его месторасположение нам так и не смогли. Лёха запускает "печку- капельницу", работающую на соляре и обедать нам становится не только комфортно, но еще и тепло.

23. Тимур Ахметов

24. Алексей Куксин

25. Пёс Локи

26. Обед в балке

Первого зверя мы встретили на четвёртый день. После обеда мы шли вдоль ручья и Локи спугнул россомаху. Она нелепыми прыжками убегала в сопку, останавливаясь и оборачиваясь каждые пятьдесят метров. Локи рвал, метал и жалобно поскуливал "умоляя" его отпустить догнать зверушку. Но нам нужно работать, т.е. идти дальше. Мозгопрошибающие заструги тянулись почти до самого вечера, пока мы не вышли на Озёра отдельно стоящей горы (Янданакгытгын), хотя отдельно стоящих гор уже не было, нас окружали сопки Южного Вапаная. Рыбы в озере не было, зато была вода, которой мы были рады даже больше. Не смотря, а может и благодаря тому, что толщина льда на озере была 2 метра всю ночь озеро "разговаривало". Под мелодичные потрескивания мы и уснули.

28. Заструги

На следующий день мы занимались скандинавской ходьбой. От обычной ходьбы она отличается только тем, что идёшь с палками. Это модное нынче направление фитнес-активности, наверняка не завоевало бы столь широкой популярности в России если не стоимость этих самых палок. В чём смысл городских палочных гуляний не знаю, но против ветра тащить волокуши опираясь на палки весьма практично и удобно. Особенно когда поднимаешься в перевал.

32. Обед

34. В горах Южного Вапаная

35. Тропа россомашья

За перевалом еще долго и очень долго мы тащимся в надежде добраться до Мухоморки уже сегодня. Солнце село, когда мы заметили с холма светящиеся внизу огни метеостанции Мухоморная. Еще несколько километров обходов и петляний между кустарниками и деревьями и сделав самый длинный марш-бросок за прошедшие пять дней  в 35 километров мы подходим к метеостанции.

37. На перевале

38.  Пекульнейский хребет

40. Долина реки Энмываам. Там внизу метеостанция.

Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая, часть одиннадцатая,

Tags: Анадырский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Купол"
promo ordinary_joe_1 22:44, yesterday 75
гдето в энторнетах прочитала про среднюю длину х​**ов. типа в европах это 13 см. В ужасе говорит мне, это же очень мало! так вот, воскресный опсоро для мальчиков: и да, две группы исследователей изучали тот же самый вопрос. у первой группы средний результат отличался на 6 сантиметров. Тому што…