
Начинать всегда сложно. Первый шаг не менее труден, чем последний бой. Вот и сейчас, сижу и думаю как бы эдак начать. Не просто сосредоточиться, когда за окном орут петухи, квакочут лягушки, истошно гундосит автомобильная сигнализация, туда-сюда снуют машины, в общем идёт обычная жизнь обычного Подмосковного города. А мне нужно туда, где реки еще скованы льдом, на сопках лежит метровый слой снега, который не боится ни лопаты, ни ножа, где курлычат журавли и весело поют пуночки, где запах весны сводит сума всё живое. Одним словом нужно как-то начать писать о лыжном путешествии по Чукотке из которого я вернулся несколько дней назад.
Пусть будет всё банально. Передо мной карта Чукотки. Карта Чукотки интересна от прочих карт тем, что она где-нибудь да заканчивается. К примеру на севере, холодным Ледовитым океаном. Самой крайней точкой на этом северном побережье Чукотки, ощетинившись скалами, красуется мыс Шелагского. Рядом с мысом полярная метеостанция Туманная, на которой снимали фильм "Как я провёл этим летом" -достойная цель путешествия. Чертим, считаем, прикидываем. Нормально. Можно. И названий для лыжной экспедиции придумать можно как заголовков для газет целую кучу, что-нибудь вроде: "От моря до моря" (от Берингова до Восточно-Сибирского) или "На край земли". Но до моря мы не дошли, потому что изменили маршрут. Мы идём в горы...
- С вами можно? - спросил меня за несколько месяцев до экспедиции Тимур Ахметов, путешественник и фотограф, с которым мы после 2011 года, после сплава по реке Анадырь, так больше и не путешествовали вместе.
- Можно, какие вопросы. Рад буду!
- Только мне на Певек не с руки идти. У меня вахта 19 мая начинается.
Дальше были разговоры, переговоры, которые в конечном итоге завершились, тем, что руководство "Купола" согласилось нас вывезти на самолёте с рудника в Анадырь. Вот и чудесно! Рисуем новый маршрут, делаем расчёты, затариваемся сублиматами и ждём дня "Х". Дня "Х" ждало 4 человека. Третьим участников после меня и Тимура, был Лёха Куксин. Лёха "понаехал" на Чукотку из ближайшего Подмосковья. Лёха парень проверенный, в прошлом году был участником аутдор-слёта "Золотогорье". На моё провокационное предложение пойти в лыжный поход на месяц на Чукотку, Лёха на удивление согласился. Четвёртый участник - доктор. Но кроме этого факта и писать больше нечего. Обстоятельства оказались сильнее и доктора с нами не было. Зато был пёс Локи, который как и положено собаке у которой хозяин регулярно путешествует, день "Х" учуял задолго до его наступления. Локи всем своим видом говорил что он готов и в доказательство тащил в зубах шлейку, чтобы его скорее одели в походную одежду.
2. Традиционное фото перед началом путешествия

Путешествующий народ прекрасно знает, что нет более долгожданого и более суетного дня, чем день начала путешествия. Таким этот день был и у нас. 19 апреля 2015 года в 7 утра к моему офису подъехал автомобиль на колёсах сверхнизкого давления "Атлант" и через полчаса последних сборов и загрузки мы едем на запад, в село Усть-Белая.
Осторожная и неторопливая чукотская весна уже пришла в город. Днём с нагретых солнцем крыш жизнерадостно сбегали тоненькие струйки воды, замерзающие к вечеру в длинные сосульки. Кое-где на тротуарах снег почернел и появились первые прогалины. Но зима еще чувствовалась. Особенно чувствовалась, когда дул ветер. В день нашего отъезда дул приличный хиус, поэтому табло электронной метеостанции показывал не утешительные -39 ощущаемой температуры.
3. Вторым "развлечением" помимо сна в транспорте является еда

Путь от Анадыря до Усть-Белой зимой не представляет ничего запоминающегося и выдающегося. Длинный долгий зимник, тянущийся сначала по лиману, а затем по реке. Унылые однотонные пейзажи, а точнее пейзаж заснеженной Анадырской низменности. Ближе к Усть-Белой по берегам Анадыря появляется кустарниковое обрамление, которое, впрочем, не меняет настроения. Длинно, долго, нудно. В дороге путешествуя на транспорте если ты не водитель, самое интересное занятие это сон. Ну как сон? Так, дрёма. Десятки различных поз и степеней сонливости открывает для себя пассажир транспортного средства пока доберётся до нужной точки. Лишь редкие санитарные остановки разнообразят картину путешествия. Но зимник есть зимник и на нём рано или поздно попадаются другие странники. Нам встретился мужик на "Буране", у которого что-то сломалось. Берём снегоход на прицеп и оттаскиваем к неподалёку стоящему балку.
4. На реке Анадырь

5. Автозимник Анадырь-Марково

6. "Взяли на прицеп"

После десятичасового перегона и трёхсот километров подъезжаем к устью реки Белая, одного из крупнейших притоков реки Анадырь. На часах уже половина седьмого и нам только и остаётся, как разбить лагерь. Здесь значительно теплее, нет неприятного анадырского хиуса, поэтому ощущаемая температура всего -27. Ставим палатку и готовим наш первый походный ужин, не такой еще вкусный и долгожданный, как вечерняя трапеза через несколько дней. Выдохнув после рюмки коньяка, можем смело сказать:
- Лыжная экспедиция "Купол" началась!
7. "Приехали"

8. Первый походный закат

Фото: Тимур Ахметов, автор
Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая, часть одиннадцатая,
Journal information