Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Глава 2. Мой друг рюкзак (продолжение)

13.08.2012
Утром шел дождь. Дождь шел в обед. Дождь шел вечером. И только ближе к ночи дождь прекратился. Сверху мокро, снизу мокро, внутри скоро тоже будет мокро. Одно радует ландшафт начал меняться от перехода к переходу. Дорога ушла под сопки.

Местами пролеты вполне отличные, твердые, по ним идти одно удовольствие. Такие пролеты хорошо видны в местах гари, которые обильно поросли иван-чаем. Стали попадаться огромные морошечные поля. Которые несмотря на всю промозглость погоды, всё же заставили нас остановиться и насладиться дарами природы.
Обеденное время, ищем воду. Нет даже луж. Вскоре показывается остов сгоревшего балка. Беру котелок иду по дороге к реке за водой. До реки полкилометра. Дорога снова пересекает Мукарылян. В этом месте он просто бесподобен.

Первое, что поражает – это запах. Очень глубокий, со множеством оттенков. Долго не могу понять что в нем особенного. Позже понимаю, пикатность букету придает запах княженики. Во истину Мукарылян пахнет божественно. После обоняния, черёд наслаждения реальностью переходит к зрению. Огромные тополя, ивы, ольха, склонились над небольшой метров 15 в ширину, речушкой, оберегая ее от ветра и дождя. Более красивого сочитания реки и местности я еще не видел. Избушка здесь была бы очень к месту. Особенно с банькой.
трое собака на мукарыляне
Обед окончательно нас размарил и мы устроили сиесту. Переправившись через реку вышли на обычный деревенский проселок.
Колея прошла по зарослям карликовой березки и траве. Идти по такой дороге очень приятно. По обочине растет березка метровой высоты и голубичник. Постоянно по дороге попадаются оленьи рога, словно подтвреждая название самой реки – место, где спутались олени (имеется в виду упряжка оленей).
Хотя на самом деле это рога которые выпали при их перевозке на вездеходе со стойбища в село. Прямо на дороге стали попадаться мухоморы. Иногда попадались очень красивые экземпляры.
Вечереет. Снова не можем найти воду. Ни луж, ни ручьев. До Мукарыляна полкилометра, но его пойма обильно поросла кустарником. Встаем у дороги и с гермомешком идем за водой. Погода словно сжалилась и сделал нам сюрприз. Ветер стих, восхитительный закат. На ужин снова грибы. Чередуется только гарнир: гречка или рис. Раздалось какое-то ухание и над нами пролетела сова.
сова
Локи активизировался и начал гоняться за ней по поляне. Сова словно играла с ним то и дело низко пролетая над нашим костром. Снова сделали рекордный переход, уже в 17 км. Это радует.
N 63.35.34 E 171.24.67. Высота 172 метра.

14.08.2012
Очень тепло, градусов 18-20. Ночью даже наполовину вылез из спальника. Все как и накануне. Отличная дорога, с обочины которой внезапно, буквально из под ного вспархивают куропатки. Пытался охотиться, но безрезультатно. Если и удается быстро вскинуть ружье то рюкзак висящий спереди не дает толком прицелиться, а приклад постоянно соскакивает. Но все же охотничье счастье улыбнулось измудрились таки с Серегой добыть двух куропаток. Сеголетки, почти цыплыта. Но все таки свежее мясо. Через несколько километров от ночевки вышли к коралю.
Кораль – место где выбраковывают оленей, вакцинируют их и производят забой. Конструктивно это деревянный загон с несколькими карманами. Этот кораль уже заброшен. Кое – где деревянные жерди сгнили, где то их выломали. Видны остовы балков и сараев.

Дорога в третий раз пересекает Мукарылян и уходит от него в сторону вдоль ручья Лишайникового. Для нас это сюрприз. Мы думали, что дорога пойдет вдоль реки до самого истока на озере Нога, а там свернет к Великой.
Снова начинаются болота. Переваливаем через увалы и выходим к ручью Песцовому. На сопках словно памятники стоят скалы-останцы.
Одна скала наиболее выдающаяся нас заинтересовала и мы решаем установить на ней флаг и дать ей название.
Откровенно говоря, еще в Анадыре мы условились с администрацией радиостанции «Пурга», которые уже не первый год являются нашими информационными спонсорами, что назовем одну из безымянных сопок радио «Пурга».
Случай подвернулся как нельзя более подходящий. По карте это 6 метровая скала, на местности очень красивая мини-сопочка. Пишем записку, вырезаем флагшток из кедрового стланика и торжественно нарекаем скалу «Радио Пурга».

После этого звоним по спутниковому телефону в службу новостей и сообщаем на радио приятную новость. Дорога уходит все выше в горы, переваливая с увала на увал.

Перед нами шикарная панорама горы Медовой, самой высокой горы в этих местах. Чуть в стороне от нее гора Вытвыт гора-близнец, которая ниже Медовой метров на 50. В ущелье между этими сопками и ведет дорога. Лагерь разбиваем на увале в километре от реки Ироваам (чук. быстро текущая река). Увал весь порос кедрачом. Много грибов, дров и брусники.
Погода после обеда менялась несколько раз с мороси, до тумана и ветра, но под вечер наладилась, стало тепло, а красный закат визуально дополнил восхитительный ужин – шурпа из куропатки, с грибами и вермишелью. За день прошли 19 км.
N 63.30.08 E 171.39.79. Высота 358 метров.
15.08.2012
Ночью часто просыпался. В походе вообще часто просыпаешься раньше подъема. Ветер с дождем трепыхал палатку, то стихая, то усиливаясь. Не к добру был вчерашний закат. Утром мое дежурство. Но уже не выходя из палатки становится ясно, готовить надо в палатке на газе. Порывистый шквалистый ветер метров до 15 в сек. с дождем. Устраиваемся на дневку. Играем в кости. Пьем чай, спим. К часу дня дождь прекратился, ветер поутих. В три часа дня выходим. Погода самая походная. Умереный ветер, солнечно. Спускаемся к Ировааму. И поднимаемся вдоль ручья к перевалу.
Обходя одну из болотистых луж Серега поскользнулся и чуть не упал в грязь лицом. Упал боком. Через пару километров выходим к балку. Балок разрушен, печь сняли, но стены и потолок еще в приличном состоянии. На ручье впервые за весь маршрут увидел зайца. Выстрел оказался удачным. Собака с осоловелыми глазами бросилась к трофею. Еле отобрал. Дорога уходит в ущелье. Очень живописные места. Склоны поросли ольхой, ивами и кедровым стлаником.
Через ущелье проходит оживленный звериный трафик. На дороге встречаются следы волка, медведя, зайцев. Гребень перевала на отметке 435 метров. Даже не верится что дошли до водораздела.

Удивительно, но на южной стороне перевала, природа значительно беднее. Здесь уже видны осенние краски, кустарник почти исчез. К вечеру усиливается юго-западный ветер, порывы которого к 7 часам достигают метров 15 в сек. Но вид на горы с этой стороны более зрелищный. Отчетливо просматриваются обе вершины. На ужин снова дары природы – заячье рагу с рисом. За день прошли 10 км.
N 63.25.31 E 171.44.84. Высота 404 метра.

16.08.2012
Погода с утра неважная. Ветер с моросью. Долгие сборы. Выходим на маршрут почти в 11 часов. Дорога удовлитворительная, местами болотистая. Через пару километров открылась панорама озера Нога.

Очень интересное озеро. Расположено в котловине гор на высоте 325 метров.Вокруг озера высокие террасы. Времени на осмотр озера нет. Огибаем его стороной и снова уходим в горы.

Перевалив через два ущелья выходим в долину реки Великая.

Последние километры самые трудные, ты уже мысленно на реке

Ты ее уже видишь, а до нее еще надо дойти.

Впереди замаячил балок, но людей не видно.
Это перевалбаза первой ваежской оленеводческой бригады. В балке запас продовольствия и вещей. В предбаннике сушится юкола. Значит недавно здесь были.

В этом месте Великая делится на несколько проток, основной из которых шириной метров 20.

Пока готовили ужин на противоположный берег вышел медведь.

Походил по берегу посмотрел в нашу сторону, даже попытался зайти в воду. Но бешенный лай Локи заставил его уйти восвояси. После ужина Локи вновь залаял. Прямо напротив нас на той стороне реки вышел еще один медведь. Пестун. Но он также не решился идти на нашу сторону и уныло побрел вдоль реки вниз по течению. Особой радости выхода к Великой нет. Сейчас, после 108 км. перехода это воспринимается как должное - да, дошли, другого быть и не могло.
Вечером надуваем байдарки и каяк. Серега стал серьёзен как-никогда. Впереди водная часть маршрута, к которой он морально был не совсем готов. Даже может быть совсем не готов. За ужином обращаясь ко мне сказал:
- Паспорт свой завтра у тебя заберу
И смех и грех. Но всё таки радость была. Особенно я ее прочувствовал, когда убирал рюкзак в гермомешок. На самом деле это был не рюкзак, а мешок с лямками от байдарки. Но он верой и правдой послужил на переходе. Главное не порвался! Вместе с последними лучами солнца уходила усталость от пешего перехода. Начиналось время гребли.
За день прошли 19 км.
N 63.18.00 E 171.53.92. Высота 278 метров.
Фотокарточки автора, Сергея Гавриленко и Александра Толкачёва aleksander87
Tags: Анадырский район, Великая река, Чукотка, экспедиция "Чукотский mainstream 2012"

promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…