Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Волокуши в условиях зимних экспедиций.



Народная мудрость гласит: лучше тащить, чем нести. Эта мудрость, как нельзя чётко характеризует зимний варинат транспортировки груза в длительных путешествиях. Сегодня я расскажу о волокушах, системах транспортировки и укладке груза.


Как ни странно, но в стране, где значительная часть территории находится в условиях длительного зимнего периода, а традиции зимних экспедиций имеют  давнюю славную историю и множество адептов, фактических отсутствует индустрия зимнего экспедиционного снаряжения.

Главным поставщиком  волокуш в нашей стране являются фирмы специализирующиеся на рыболовном снаряжении. Ассортимент рыбацких саней велик, но для длительных экспедиций, он  ограничивается 2-3 типами волокуш и то, потому что выбирать больше не из чего.

Параметры волокуш. Из опыта многодневных зимних экспедиций (до 3 недель) пришёл к выводу,  что оптимальная длина волокуш 150-180 см, ширина 60-70 см., высота 25-35 см. Найти "идеальные волокуши" в нашей стране практически невозможно. Если подходит длина, то по высоте и ширине недобор. Ширина и высота отличные, длина коротковата. Проблема длины решается за счёт увеличения "этажности", что конечно отражается на остойчивости волокуш.

2. Чёрные рыболовные волокуши - короткие, красные волокуши "Арктика" - низкие (постоянно забиваются снегом)


3. Маленькие рыболовные волокуши, отлично подходят для походов выходного дня



4. Волокуши-рюкзак фирмы "Терра". Хороши, но шибко маленькие, всего 70 литров. Конструктивное преимущество - они двухстороние, при перевороте, также легко едут на обратной стороне. Отлично подходят как волокуши для собак.  



5. Большие экспедиционные волокуши. Страна производитель Канада. Производитель неизвестен. Это волокуши для самых экстремальных арктических экспедиций. Длина 220 см.! При неблагоприятной погоде, мешающей установить палатку, в них можно ночевать. Кроме того в них можно переплывать полыньи и трещины. Но для путешествия по "континенту" эти волокуши всё таки длиноваты. Чуть покороче и не было бы им цены.




6.



Укладка груза. Зимнее снаряжение минимум в два раза больше и тяжелее летнего. "Рюкзачный" принцип укладки (все вещи в один мешок)  зимой малоэффетивен. Наиболее оптимальный способ, к которому я пришёл на сегодняшний день, это сортировка вещей и снаряжения по полипропеленовым мешкам (те что из-под сахара). Весь походный скарб упаковывается, как минимум в 3 мешка: продуктовый, одёжный (вместе со спальником) и мешок со снарягой (котелки, газ, аптека и т.п.). Палатка, коврики увязываются отдельно. Крепление груза осуществляется при помощи резины - разрезанной на полоски автомобильной камеры с крючками скрученных из электродов на концах. Круглые резинки не используются, они "катаются" по грузу и создают разбалансировку. Также не использую верёвки, которые на морозе проблематично везать и развязывать.
Груз упакованный на волокуши необходимо накрывать: плёнкой, брезентом, тканью или другими материалами во избежания набивания снега в волокуши. В щели между мешками отлично входит термос, который должен находиться "под рукой" без распаковки всего груза. Поверх груза, в отдельном мешке или пакете под резину засовывается "пуховка": куртка и штаны-самосбросы, которые надеваются во время привалов. Также как и термос, они должны быть "под рукой".    

7.


8.


9.



"Системы" транспортировки. Если с ассортиментом и поиском волокуш возникают проблемы, то с "разгрузками" для волокуш вообще полный швах. В рунете есть всего одна разгрузка для транспортировки волокуш, которую можно купить на сайте Альпиндустрии, немецкая "Татонка".

Две идеологии таскания груза:
1) Лямка надевается через шею и плечи (самодельные системы из стропленты), т.н. верхняя система упряжи. Нагрузка на шейные позвонки
2) Поясная система. Нагрзка соответственно на пояс и живот.

Обе системы имеют право на существование, но кажется, поясная система всё-таки лучше.


10. Поясная  упряжь



11. Верхняя  упряжь



Нюансы. Нет ничего более неприятного и утомительного для зимнего путешественника во время транспортировки груза, чем опрокидывание (заваливание) волокуш. Один или два раза терпимо, но когда опрокидывание происходит постоянно это ничего кроме раздражения не вызывает. В основном волокуши опрокидываются по двум причинам: неправильная балансировка груза (высокий центр тяжести) и особенности рельефа (торосы, высокие заструги, колея). Преимущество от опрокидывания имеют наиболее длинные волокуши.  

Не знаю кто-как, но я считаю, что в многодневных зимних экспедициях рюкзак, на спине это моветон. Даже небольшой штурмовой рюкзак. Мой зимний "рюкзачный период" длился года три пока от него не отказался.  При движении на лыжах выделяется огромной количество тепла и пота. И больше всего именно на спине. Зимой нет ничего страшнее, чем мокрая одежда. Поэтому от рюкзака необходимо отказываться.    



12. Крайне дискомфортно пробираться с волокушами через кустарниковую зону


13. Чем меньше волокуши, тем чаще  опрокидывание



14. Длина верёвки 2,5-3 метра




Фото: Александра Толкачёва, автора




Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →