Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Category:

Дороги Чукотки

LFR_6240


Прочитал комментарии ко вчерашнему посту и удивился, о дорогах Чукотки  я ведь еще не писал. А они есть!  Даже не смотря на то, что "в этот край далёкий только самолётом можно долететь".


В отличии от остальной России, где  вся жизненеустроенность сводится к формуле двух бед, на Чукотке на дорогу никто не пиняет. Ну разве что в населённых пунктах. Кривенькая, плохенькая, убогая,  в выбоинах, рытвинах и колдобинах, да хоть "асфальтом зимой залитая", всё это не важно, важен сам факт - её наличие. Потому как каждый чукотский житель знает: лучше плохо ехать, чем хорошо идти!

Ну что ж, покормив духов перед дальней поездкой, тронемся в путь по дорогам Чукотки.


Дороги в современном понимании этого слова появились на Чукотке вместе с техникой во второй половине ХХ века. Первыми "дорожниками" Чукотки были военные и геологи. Первые прокладывали дороги преимущественно в Провиденском и Анадырском районе, вторые по всей Чукотке.


2. "Военные дороги" в Провиденском районе
collage7


Самая легендарная, а по сути первая автомобильная дорога Чукотки была построена в 1946-1950 годах в Иультинском районе, силами заключённых Чукотлага. Это знаменитая Иультинская трасса, протяжённостью 200 км. связывавшая морской порт Эгвекинот и крупнейший в Союзе олово-вольфрамный Иультинский ГОК. Как и её южная транспортная соседка Колымская Иультинская трасса была создана в прямом смысле этого слова на костях.  До сих пор по всей протяжённости трассы стоят казармы  и командировки ВОХРа, времён Чукотлага.

Трасса пересекает хребет Искатень, идёт по болотам Амгуэмской низменности, пересекает саму реку Амгуэму и петляя серпантинами поднимается в Иультинские горы. В Иультинском районе в советское время всё так или иначе было связанно с трассой. Дорожная артерия Иультинского района перекачивала тысячи тонн грузов, заставляя биться промышленное сердце ГОКа. О значении трассы в жизни населения района можно судить даже по такому факту, что все населённые пункты здесь принято называть по цифрам верстовых столбов: "Нулевой" - Эгвекинот, "Пятый" - аэропорт, "Девяносто первый" - Амгуэма.

  В 1995-м случилась беда. Самое слабое звено  Иультинской трассы - мост через Амгуэму, снесло половодьем. Мост этот был не менее знаменит, чем сама трасса. Говорят, что он даже числился как самый длинный в мире деревянный мост. Его длина что то около 500 метров.  У трассы, как и у любой дороги есть душа. В это можно не верить, если вы не водитель этой самой трассы. Но все кто работает на трассе относится к ней с уважением, почтением и даже пиитетом. Потому что Иультинская трасса - живой организм. Ну а как еще объяснить, что трасса умерла именно в том году, когда было принято решение Правительства о ликвидации Иультина? Она  как будто знала, что наступил конец. Последние жители уезжали из посёлка переправляясь через реку на барже. Без Иультина Иультинская трасса существовать не может. И она, как тот дом из которого съехали хозяева,  потихоньку начала разрушаться. В нескольких местах её подмыло подземными водами и разрушило дорожное полотно. Сегодня по трассе на автомобиле можно доехать только до 157 км.

3. Памятник строителям Иультинской трассы. Установлен в 2014 году на нулевом километре.
collage12


4. Двадцать четвертый километр Иультинской трассы, главная достопримечательность и символ района - арка Полярный круг.  За аркой домики ВОХРа Чукотлага
DSC08312


5. Иультинская трасса. Заглавное фото тоже часть Иультинской трассы.
collage3


Значительно позже с развитием золотодобычи на Чукотке в строй была введена более протяжённая автодорога связавшая города Билибино и Певек. Шестьсот с гаком километров. Названия эта трасса не имеет, зато в отличие от Иультинской, имеет перспективу. Несколько лет назад начались дорожные работы по созданию круглогодичной трассы Магадан-Билибино-Анадырь. Строят основательно, но медленно. В прошлом году правительство отчиталось, что построили аж целых 25 км. дорог, и что в следующую пятилетку построят еще 120! Из двух тысяч. Но как бы то ни было сегодня это самая оживлённая автодорога на Чукотке (по крайней мере на отдельных участках).

6. Дорога Певек-Билибино
collage6

Мосты - самая дорогая часть дороги. Капитальных мостов на Чукотке крайне мало, зато потребность в них огромна. Потому что еле сочащийся летом ручеёк, во время таяния снега становится бурной рекой, способной снести не только машину, но и вездеход. Самый большой на сегодняшний день мост построен через реку Паляваам, в Чаунском районе.

7. Мосты
collage5



Зимники. Жителю материка может показаться странным, но настоящее время для транспортных перевозок на Чукотке наступает зимой. С открытием автозимников. Зимники бывают стихийными и обслуживаемыми. Большинство зимних дорог - это стихийные зимники. Их не строят. Их накатывают. Как только установится постоянный снежный покров из пункта "А" в пункт "Б" выезжают "Трэколы", вездеходы и "Уралы". Первый транспорт набивает колею, которой потом будут пользоваться все водители до самого таяния снега. По зимникам ходят караванами. Так надёжней. Лихачи и бестолоковые наказываются за свою торопливость долгими ожиданиями помощи.

Кроме стихийных есть и обслуживаемые автозимники. Их немного, штук 5. Самый важный для жителей окружного центра, разумеется автозимник через лиман, который соединяет город и аэропорт. Принципиальное отличие этого типа зимника, то что за каждым его участком закреплена дорожная служба, которая чистит, боронит и намораживает дорогу по мере необходимости.

К слову о намораживании. Самые "долгоиграющие" автозимники создаются именно таким способом. На дорогу льют воду, создавая ледяную корку. Намороженная дорога бруствером возвышается над тундрой. В результате чего её реже заносит и чистить её нужно значительно реже.

8.
collage


Продолжение следует.


Фото: Т.Ахметова,  К.Лемешева, А.Толкачёва, автора



Tags: дороги Чукотки
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 2018 03:09 5
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments