Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Досужие размышления о развитии туризма на Чукотке. Часть вторая, практическая.




Анализируя предшествующий опыт, опираясь на практики как региональных соседей, так и опыт международный, излагаю нижеследующие мысли о том, что нужно сделать, чтобы туризм на Чукотке стал одной из ведущих отраслей экономики.

Прежде, чем начинать любое дело нужно включить, как говорят в театре, "взгляд зрителя". Любого туриста волнует 3 глобальных вопроса, которые взаимосвязаны и равноценны:

- Цена вопроса?
- Количество времени
- Что я увижу?

                Сегодня любой тур на Чукотку  с более-менее интересной программой на 7-10 дней стоит в пределах 150-200 тысяч рублей на человека (минимальная ценовая категория). И это без учёта стоимости  авиабилетов из Москвы до Анадыря (еще тысяч 60-70). Не нужны никакие статистические расчёты, чтобы понять, что потенциальный круг российского туриста (да и иностранного тоже) составляют сотые доли процента. Сколько должен стоить тур, чтобы организовать массовый приток туристов (под массовостью я подразумеваю не менее 500 не круизных туристов в год и более)?  Вопрос не однозначный, но я думаю, что с учётом перелёта из Москвы и 7 дневного тура он должен быть  не более 80 тысяч рублей.
Итак, снижаем цены:


1) Необходимо провести переговоры с авиаперевозчиками о снижении цен для организованных туристов по маршруту Москва-Анадырь-Москва. Летом 2014 года в Анадырь летали две авиакомпании: "Траснаэро" и "Вим-авиа". Средняя цена билетов в оба конца в районе 60 тысяч. На Чукотку  возможно добраться только по воздуху, поэтому воздушное сообщение становится безальтернативным путём сообщения. Такое положение дел всегда вызывает соблазн сделать стоимость билетов максимально возможной. Но политика государства (в том числе и региональных властей) лоббировать интересы своего региона на федеральном уровне  добиваясь субсидий, льгот и других преференций. Уже набили оскомину вопросы почему в Таиланд из Москвы лететь дешевле, чем до Анадыря или Камчатки?  Одним словом,  даже если не снижать общую стоимость билетов для всех категорий граждан, то имеет смысл договариваться на уровне правительства о  льготных билетах  для чукотских туроператоров. Возьмём за основу существующие в настоящее время льготные билеты для пенсионеров и молодёжи до 23 лет, в размере 9 000 рублей за билет в один конец.


2) Следом за большой авиацией урегулирование необходимо провести на уровне авиации региональной - "Чукотавиа". Вот где поле не паханное для эволюционных изменений. Основную мыль губернатор высказал (правда в отношении всего одного района) - необходимо увеличивать частоту авиасообщений. Следующая мысль: авиасообщения должны быть не только по будням, но и по выходным. По крайней мере во время отмены рейсов по нелётной погоде в будние дни и при благоприятных погодных условиях в выходные. Во-первых, "время" один из ключевых факторов влияющих на развитие туризма. Плохую погоду  на Чукотке турист понять может, не сможет понять почему в хорошую погоду (пусть и выходной день) никто не летит. А уж если к понедельнику, после хороших погод в выходные, снова будет непогода..... И конечно же цена. Не может билет из Анадыря (если мы говорим о развитии туризма) до райцентра, что в 500-600 км., стоить дороже, чем из Москвы до Бангкока (я уже не говорю про Турцию). Вполне логично включать тот же режим, что и в случае с крупными перевозчиками - льготы для местных туроператоров. Приемлемая цена (даже с учётом местных реалий)  15 тысяч в оба конца.


3) Ключевой вопрос, связанный с развитием туризма, который не был разрешён ни в одну историческую эпоху развития туризма на Чукотке - создание турбаз (туркомплексов).  У нас по прежнему продолжается эпоха "дикого туризма", когда в качестве турпродукта выступает природа. Река Эргывеем, озеро Коолён, и хребет Рарыткин - прекрасны.  Но всё таки это не Ниагарский водопад и Большой каньон в США, названия чукотских топонимов не настолько притягательны. Да к тому же спать, кушать и ходить в туалет в цивилизованных, а не полевых условиях, перевесит любые чукотские красоты. Алгоритм здесь прост и бесхитростен: турбаза-комфорт-шикарные виды-ландшафтные достопримечательности, которые посещаются ежедневно в виде радиальных пеших маршрутов, либо на технике.

                Пасторальная картинка на которую клюют туристы решившие ехать отдыхать за тридявять земель выглядит так: горная долина, озеро (или речка) на берегу небольшой туркомплекс. Утром  горячий кофе и оладушки. Рыбалка. Сочный хариус запечённый на костре. Банька и морс из голубики. Кресло качалка, вернада, плед на коленях, бокал коньяка, солнце заходит за гребень сопок. А на завтра лыжный фрирайд по снежнику в июле.
                Турбазы даже при отсутствии массового въездного туриста пустовать не будут. На них можно организовать отдых местных жителей, а в летний период и детские лагеря.  Турбазы снимают все логистические проблемы связанные с активным туризмом (тип туризма основанный на посещении природных рекреационных территорий, в отличие от урбанистического туризма, основанного на достопримечательностях). Аренда вездехода, автомобиля "Урал" и прочих транспортов иногда, сегодня составляет  больше половины стоимости тура (в городах смотреть нечего, нужно выезжать в тундру).

4) Что посмотреть? Также один из ключевых факторов развития туризма на Чукотке. В корне не согласен с мнением губернатора, что развивать туризм нужно с Эгвекинота. При всей моей любви к этому району и его людям, в туристическом отношении он проигрывает Провиденскому и даже Чукотскому району. Именно эти два района, и быть может еще и бывший Беринговский район, должны стать флагманами туротрасли. Сегодня Эгвекинот самый цивилизованный и красивый райцентр Чукотки. Конфетка! Но что там делать туристу извне? (я говорю не об эстетах, а о массовом туристе)  Горы? Да безусловно они прекрасны, но горы и на Кавказе, и на Камчатке, вообще большая часть России это горы. Горнолыжная база? Летом? А Сочи? А Кавказ, и опять таки, Камчатка. Там и склоны лучше и больше. Море? Безусловно прекрасно, но не будешь же тратить время и деньги, чтобы только  на море смотреть?  Кроме всего прочего в Эгвекиноте есть и точка пересечения Северного полярного круга и 180-го меридиана. Это уже фишка (в данном случае фишка - уникальный туристический продукт). Но ехать ради точки на карте тоже не резон (если это не Северный или Южный полюс). Нужна фишка поинтереснее.

Чукотский район. Фото Константина Лемешева


                Киты. Вот это фишка! А еще морзверобои, которых нет нигде больше в России, это тоже фишка.  Оленеводство и быт традиционных кочевников, тоже интересны. А еще есть горячие бальнеологические источники и всё это в условиях горно-морских пейзажей расположенных на локальной территории. Вот на это ни времени, ни денег уже не жалко. К тому же развитие туризма в этих двух самых депрессивных в экономическом плане районов  Чукотки крайне необходимо для социально-экономического развития этой части региона.

5) Есть еще одна логистическая ниточка, которая сможет значительно облегчить и увеличить турпоток. Это регулярное авиасообщение с Аляской. Сложно, но надо к этому стремиться. Европейцам, проще лететь на Чукотку через Аляску, чем через всю Россию, да и вылетать туда проще с Восточной Чукотки.

6) Отмена погранзоны или максимальное упрощение оформления документов для организованных групп  (вплоть до предоставления списков туристов во время прибытия группы на Чукотку) . Не перестаю говорить, что и в Мурманской, и в Ленинградской областях, и в Карелии, и в куче других регионов есть погранзоны, но попасть в них не составляет особого труда. У нас же, бюрократическая система документооборота просто феерична. И если для граждан России действует принцип турпутёвок (с этим вопросов нет), то развивать международный туризм с существующей минимум месячной подачей документов весьма проблематично.

7) И последнее. Можно сколь угодно говорить о развитии туризма, но если не вести диалог с туроператорами и малым бизнесом работающим в сфере предоставления услуг (в форме круглых столов, комиссий и т.п.), то заявления, так и останутся разговорами. Именно туроператоры занимаются работой с туристами. Понять в чём их нужда, и создать все благоприятные условия, вот в чём задача руководства региона.  Чтобы развить отрасль до экономикообразующей (а есть все шансы для этого) нужны колоссальные преференции и льготы для всех участников турдеятельности на Чукотке.  Самостоятельно отрасль никогда не разовьётся. В туризм необходимо вкладывать еще больше усилий по поиску инвесторов и оказывать административную помощь,  чем в энергетику и горнодобывающую отрасль.

Всё и сразу сделать разумеется не получится. Нужна поэтапность и стратегия (хотя бы лет на 10-15).  В туризме нет однозначного рецепта успеха. Всё друг с другом взаимосвязано, нельзя просто взять и увеличить количество авиарейсов. Нужна комплексность. Но зато и социально-экономический эффект значительно дольше. Примеров, особенно иностранных,  тому множество.




Tags: Чукотка, туризм
Subscribe
promo basov_chukotka july 20, 03:09 3
Buy for 100 tokens
Книга о путешествиях должна путешествовать. И она путешествовала - шесть часов ехала на машине из Нижнего Новгорода до Москвы. Затем семь дней на поезде из Москвы во Владивосток. Потом её погрузили во Владивостоке на сухогруз и десять дней она плыла по морю в Анадырь. Сколько книга о…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →