Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Досужие размышления о развитии туризма на Чукотке



Впервые о туризме как отрасли экономики на Чукотке заговорили  в конца 1980-х годов. Тогда, еще советские чукотские чиновники,  с удивлением для себя открыли не только границы соцлагеря, но и объёмы финансовых поступлений от туристической деятельности.

- Вы посмотрите на Аляску, там многие сотни миллионов долларов на туризме зарабатывают, чем мы хуже?


И как ни странно турист на Чукотку поехал. Правда это, по большей части, были официальные делегации и журналисты, которые денег в казну если и приносили, то очень не существенные. Русское гостеприимство, переходящее в отдельных случаях в отвратительные формы лизоблюдства и преклонения перед иностранцами, особенно радовало иностранных гостей отсутствием необходимости оплачивать финансовые расходы. Большая часть расходов оплачивала принимающая сторона. Ну и в самом деле, как можно брать деньги, к примеру, за трансфер? Ах да, тогда и слова такого не было.

Одним словом  славная книга советской туриндустрии на Чукотке, так и осталась закрытой. Страна распалась. Парад суверенитетов, прошедший по стране, завершился на её северо-восточной окраине. Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области. Наступили тяжёлые времена, деньги необходимо было зарабатывать самостоятельно. В этот период на Чукотке произошёл настоящий экономический коллапс, главная отрасль экономики - горнодобыча исчезла за пару-тройку лет. Сельское хозяйство сыпалось дольше,  но и оно дышало на ладан, и съедало само себя. Подсобные хозяйства от свинарников и коровников  до теплиц пустили под нож и снос, а оленей продавали за макароны, чай и бутылку водки.  Даже добыча золота, и та снизилась до нескольких тонн в год. И снова активно заговорили о туризме.

- Заграница нам поможет! - заговорили в правительственных кругах. В том смысле, что акцент нужно делать на въездном иностранном туризме.

В те суровые 1990-е годы  в структуре аппарата управления округом появилась специальная структура, которая курировала туристическое направление. Большая книга туризма на Чукотке была, наконец, открыта.  Иностранный турист по прежнему ехал на Чукотку.

- И на что здесь смотреть? - удивлялись люди живущие на Чукотке, - бежать отсюда надо, а они едут, фотографируют наши развалины.

Идеология туризма поменялась. Теперь уже надо было за всё платить. Туристы платили. Но, чтобы оправдать хотя бы наличие гостиницы даже в райцентрах, таких туристов должно было быть хотя бы пару сотен в год. А турпоток едва ли превышал пару-тройку десятков. Деньги от турдеятельности в экономику региона поступали на уровне статистической погрешности.

                Наступили 2000-е. Пришёл Абрамович. Эти годы, без тени сомнения, можно назвать вторым рождением Чукотки. Реконструкции и ревизии были подвергнуты все основы экономики региона. В сфере туризма, также  произошла настоящая революция.  За туризм взялись серьёзные люди с серьёзными деньгами. Вместе с преобразованием обветшалой материально-технической базы (гостиницы, аэропорты, дороги), организуются туристическо привлекательные события - фестивали и праздники. Образно,  масштабность изменений на Чукотке в начале-середине 2000-х, примерно такие же, как если бы вы из  Москвы образца 1991 года попали в Москву, конца 2014 года.   Впервые на административном уровне появилось понятие имиджевая политика и позиционирование региона вовне.  Создаются бренды, логотипы, слоганы, которые разрабатываются ведущими дизайнерами страны. Самым главным брендом не требующим никакой художественной огранки стал сам губернатор Чукотки Роман Абрамович.

                Прорыв произошёл и в подходе организации турбизнеса. Появляются новые туроператоры. Которым на первых порах деятельности оказываются экономические преференции. Впервые на региональном уровне появилось понимание, что не государство, в лице правительства округа, а частный бизнес должен развивать туризм на Чукотке.

                В комитет по спорту и туризму приходят новые люди, которые за очень короткое время становятся прекрасными специалистами, неплохой командой. Специалисты посещают всевозможные туристические семинары, выставки, совещания в России и за рубежом. Активно позиционируют Чукотку, как территорию открытий и край, где рождается солнце.

                 Главным достижением , в этот период,  стало привлечение на Чукотку круизных компаний. Это был по настоящему большой прорыв в туристической сфере. И сразу по другому заиграла статистика. Пришёл круизёр на день в Провидения - 100 человек посетило Чукотку!  Но круизные туристы для экономики региона, это та же капля в море. Круизные туристы тратят деньги на судне, которое в большинстве  случаев принадлежит другому государству (только одно круизное судно ходит на Чукотке под российским флагом). Максимум, на что туристы круизники могут потратить деньги на берегу -  приобретение сувениров.

                За жирными нулевыми, пришли тощие десятые. Экономика Чукотки с уходом Абрамовича, начала тихо, но уверенно стагнировать. А в связи с этим сократились расходы и по многим важным для развития туризма отраслям: имиджевая политика, событийная история (праздники, фестивали), инфраструктурные проекты.  Но вот, совершенно неожиданно, на прошлой неделе губернатор Чукотки Роман Копин, после посещения Иультинского района делает удивительное  сообщение (что собственно и побудило написать этот пост).

– Эгвекинот (райцентр Иультинского района) – очень приятное место и для жизни, и для туризма. Здесь хорошее море с чистой водой, горы, природа, горнолыжный спуск, близость экстрима. Масса плюсов. Если связать его частым сообщением со столицей округа, то мы сможем получить не только своего, внутреннего пассажира, но и в целом российского туриста. Тем более в условиях всем известной внешнеэкономической ситуации и валютным курсом. Но для этого нужно привлекательное предложение

Аплодировал стоя, когда прочитал, что Эгвекинот планируют связать "частым сообщением с Анадырем". Могу себе только представить радость жителей Иультинского района (и печаль жителей других районов), когда они прочитали эту информацию. Неужели для эгвекинотцев уйдут в прошлое предотпускные стояния в очередях за билетами: боль, слёзы, унижения и бессилие, что не можешь добыть (в прямом смысле этого слова) драгоценный билет за много тысяч рублей до Анадыря ( из Анадыря летают рейсы на Москву).

                Вторая мысль: у меня есть! У меня есть привлекательное предложение! Да и то сказать, человек то не сторонний, как никак руководитель одной из туркомпаний. Как не у нас, тех кто работает на "земле" должны быть такие предложения?

Чтобы не утомлять читателя длинной текстовой "портянкой" завтра я расскажу о  том, что нужно сделать, чтобы туризм на Чукотке стал одной из ведущих отраслей экономики.




Сколько денег вы готовы потратить за недельный тур на Чукотку?

до 50 тысяч рублей
28(53.8%)
от 50 до 80 тысяч рублей
20(38.5%)
от 80 до 150 тысяч рублей
2(3.8%)
свыше 150 тысяч рублей
2(3.8%)



Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 2017 11:35 13
Buy for 100 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →