
Впервые средством заброски выбираю велосипед. Не то чтобы раньше я не катался на велосипеде, но советский велопром в лице «Орленка» и «Камы» развил во мне велофобию и комплекс неполноценности этого вида транспорта. «Комплекс» быстро улетучился после езды на горном многоскоростном велосипеде. Да, прогресс не стоит на месте, жаль что узнал я об этом так не скоро. В отличие от моего товарища Саши, который является велосипедистом со стажем с соответствующей велоэкипировкой, почти весь груз пришлось везти в 120-литровом рюкзаке на спине. 30-килограммовый заплечный друг отчетливо давал прочувствовать каждую кочку и камешек на 42 киллометровом отрезке нашей велозаброски. Саньке повезло больше – весь свой скарб он уложил в велорюкзак на багажнике. Зато управляемость таким велопоездом стала чрезвычайно сложной.
Редкий выход в тундру обходится без моего верного друга - пса Локи. Велосипед для Локи пришелся не совсем по душе. Дело в том, что за велосипедом собаке приходится постоянно бежать. Ни тебе в тундру отвлечься, ни кругалей намотать в беготне за зверьем. Одно занятие - бежать. А уж про спуски и говорить нечего. Отставал Локи безбожно. То ли дело когда хозяин пешком идет…

35 километров, которые разделяют Анадырь и Первую речку – вполне сносные для велопробега. Слезать приходилось в паре мест: где водой промыло дорогу и на снежнике. Более серьезным препятствием стало форсирование Первой речки. Для этого мы взяли с собой рыболовные штаны с сапогами, т.н. «забродники». Саня надевает штаны и начинает челночный бег через речку. Штаны не первой свежести. Не пахнут конечно, но текут.

Поэтому на второй или третьей ходке с одного на другой берег Саня констатирует о своей подмоченной репутации, но самоотверженно продолжает переноску. Делая крайний заход, Саня пытается забрать портативную видеокамеру установленную на камне торчащем из воды, но в этот момент видимо так сильно ему захотелось «водицы испить», что он припал на одно колено в воду. Следствием этого водопоя репутация не только Сани, но и моя, как следующего обладателя чудо штанов, оставляла желать лучшего.

И как обычно бывает в такие моменты возникают невесть откуда взявшиеся зрители. В этот раз ими стали двое знакомых на квадроциклах. Квадроциклисты лицезря наш «сивашский переход» пили горячий чай и ждали начало отлива, чтобы по малой воде переехать речку.
В балок мы приехали «за темно». Часов в 10. Ну то есть было конечно же светло, ночи то белые, но уже вроде как поздно.

Утром выдвинулись, к пущей радости Локи, пешеходным порядком в сторону Второй речки.

Хотелось реализовать прошлогодний замысел по сплаву от Холма Приметного, который по прямой находится в 11 километрах от балка. Однако пройдя около 8 километров по хлябям земным и приблизившись на 3,5 километра к Приметному холму решили, что так идти мы будем весь день, « а ведь хочется и сплавиться еще» и свернули напрямик ко Второй речке. Места здесь не однородные: то вода то суша, поэтому то вплавь, то волоком, к двум часам мы все таки достигли Второй речки.

В этом году к сплаву по Второй-ривер я подошел более основательно, чему в большей степени был рад Локи. Вместо одноместного каркасно-надувного каяка «Паша» теперь у меня была двухместная надувная байдарка «Щука». Локи получил место на борту и звание помощника капитана, в чьи обязанности входило дефиле по байдарке и облаивание низколетящих чаек.

Все тундровые реки меандрируют (петляют), Вторая не исключение. По прямой с места старта до устья – около 9 км., а по воде около 50! Начало сплава совпало с началом анадырского лета, что не могло не радовать. Температура градусов 15, на солнце около 20, легкий ветерок.

Пейзаж довольно однообразный: низкие, поросшие кустарником берега. Однообразность пейзажа компенсировалась постоянным петлянием реки и огромным количеством водоплавающей дичи, которая подпускала к себе на очень близкое расстояние.

В первый день не выходя на берег за четыре с половиной часа сплава мы одолели 25 км. и остановились в охотничьем балке.

Второй день сплава был менее комфортным. Южак постоянно тормозил, или разворачивал байдарки, так что приходилось рыскать по реке прячась от ветра под берегом. Ближе к устью стали чаще попадаться снежники по берегам.

Снежники с глухим треском ухали в воду нагоняя волну и ёкание сердца. Вскоре берега пропали, зато появилось сплошное ледяное поле и большая заводь. Всё приплыли! Лиман.

На базу возвращаемся по узкой протоке, которая через пару километров сужается до 1 метра.


Плыть дальше бессмысленно. Байдарки тащим волоком переплывая на них через небольшие речушки и озерца образованные термокарстовыми процессами.



12 июня температура падает почти до нуля, опускается густой туман. Все это говорит о том, что вскрылся лиман. Но нас это уже не волнует. «Щука» очередной раз протестирована, теперь уже в двухдневном сплаве. Её преимущества перед каяком «Пашей» очевидны: комфорт – в первый день шли на веслах 4,5 часа, ноги не сводило, задница не отсиживается, можно свободно откинуться назад; вместительность гораздо больше, чем у каяка и что самое главное можно спрятать ружье, так что оно не мешает и быстро достается, чего нельзя было сделать на каяке; ходкость – не хуже чем у каяка, а за счет отсутствия жестких конструкций более проходима по мелководью.

фото Александра Толкачёва и немножко автора

Journal information