Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

БЕРИНГОВСКИЙ. РОЖДЁННЫЙ УГЛЁМ

8


Вначале был уголь. И уголь этот был марки "Г". Уголь вызвал к жизни рудоуправление "Бухугольстрой". И было это в 1941 году. Потом был Щорс. Щорс был директором Беринговского шахтоуправления. Директором он был 22 года. Руководил Щорс мудро и строго. Потом было миллион тонн угля на гора. И было это не долго. Потом был упадок, который завершился в середине двухтысячных. После двухтысячных пришли австралийцы...
                                                                               Краткая история Беринговского угольного бассейна


2. В Беринговском два памятника. И оба посвящены шахтёрам.
collage2



3. Нагрудные знаки "Шахтёрская слава"
collage3

Беринговский, одно из немногих поселений Чукотки в котором есть производство. И это производство угля.  Вернее его добыча. С добычи угля началась урбанизация Беринговского района.   Беринговский - это моногород, в котором градообразующим предприятием является шахта "Нагорная". Как же я удивился когда узнал, что на шахте, вместе с управленцами и обслуживающим персоналом работает всего 220 человек. В Анадыре полицейских больше!


4.
23

5. Надпись на табличке: "Комбайн КШ. Установлен как символ шахтёрской доблести"
14

6.
13


7. "По труду и честь"
12

На шахту мы пошли на второй день нашего пребывания в Беринговском. В праздничные дни в шахтоуправлении пусто.  Заходим в единственную открытую дверь - это диспетчерская.
- Здравствуйте, мы участники  молодёжной лыжной экспедиции. Хотели бы попасть с экскурсией на шахту..
- Знаю, ты Басов.
Я опешил. Диспетчер через секунду продолжил
- Мы с твоим отцом на флоте вместе служили.
Вновь не случайные случайности.  Сергей Попик, так звали диспетчера, сообщил нам, что вопрос о посещении шахты может решить только генеральный директор или главный инженер. Произойдёт это не раньше 5 мая, после праздников и выходных. Генеральный директор шахты "Нагорная" Лев Давидович Броверман не беринговский, он с Донецка. Отношение у населения к нему, как и к любому начальнику разное, но в основном сдержанно-настороженное. Характер у директора шахты своеобразный, поэтому нас "обнадёжили": "На шахту вас  скорее всего не пустят". Но всё же пятого мая мы стоим в коридоре в приёмной ждём когда закончится планёрка.


8. Коридоры и двери шахтоуправления
collage4


Мы представились, рассказали о нашей экспедиции, о том, что пропагандируем активный образ жизни и занимаемся краеведением. Я пытался в сжатой форме,   как можно убедительнее рассказать человеку не знакомому с Чукоткой зачем мы всё это делаем и зачем хотим попасть на шахту:
- Мы часто устраиваем встречи со школьниками и рассказываем не только о природе, но и о людях, о предприятиях, которые у нас работают на Чукотке. А ведь побывать в Беринговском и не попасть на шахту, это считай, что и не был здесь.
- А что там смотреть?  Грязь, сырость и ничего не видно. Нечего там смотреть. Тем более вам нужно пройти инструктаж, научиться пользоваться самоспасателем, переодеться. Нет у меня свободных людей.
Всё, думаю приехали. Не попадём мы на шахту. Но Лев Давидович продолжил:
- А вот наземные службы и объекты покажем.
Броверман вызвал по телефону своего заместителя Юрия Анисимовича Рябова и поручил ему организовать для нас экскурсию.
- Это хорошо, что вы на лыжах ходите. Краеведением занимаетесь.  Но вам надо в Иультин. Вот где размах был. Там и горы повыше и пейзаж поинтереснее.
Откуда человеку с Украины известно про Иультин и тамошние горы? Тут у меня щёлкнул затвор памяти. Точно! Друг мой, который жил в Полярном, тогда еще в Шмидтовском районе, рассказывал, что Броверман  работал в тех краях!
На объекты мы поехали на "УАЗике". Юрий Анисимович оказался словоохотливым собеседником и сведущим в своём деле специалистом. Экскурсия была очень информативной и познавательной. Опять пожалел, что нет с собой диктофона.  Вот некоторые стат.данные которые запомнил.
Максимальная глубина шахты 130 метров
Длина штольни 5,5 км.
Цена одной тонны угля 5 тысяч рублей
Объём добычи угля: 200 тыс.  тонн в год
Марка угля: "Г" - газовые угли
Общее количество работников 220 человек, из которых около 100 подземных рабочих (шахтёры, механики и т.д.)
Изведанные защищённые запасы: около 50 млн. тонн.
Значительная доля шахтёров с  Донбаса, работают вахтовым методом.


9. Юрий Анисимович Рябов
18

                Вначале мы отправились в механический цех. Здесь ремонтируют проходческие комбайны и прочие агрегаты. В мехцехе стучало, сверлило, долбило, искрило, ухало, одним словом текли обычные трудовые будни трудового народа.  Рабочие! Для государственной офисно-планктоной Чукотки рабочий эпохи индустриализации это уже из разряда удивительного! Здесь работали мужчины. Дело даже не в том что они тягали болванки агрегатов, а не болванки оптических дисков, и не в том что руки и роба у них в мазуте и мозолях. Дело во взгляде. Взгляд человека уверенного в том, что он занимается ДЕЛОМ, а не гоняет бумагу по столам.  В мехцехе могут сделать всё. Чёрта лысого если потребуется, тоже сделают и по рельсам спустят в штольню.


10. Механический цех
16


11. Кузнец
2


12.
17


13.
3


14.
collage

                На контрольном пункте взвешивания угля для потребителей произошёл курьёзный случай. Взвешивание производится на автомобильных весах - это две платформы на которые заезжает грузовик с углём. Диспетчер, а здесь работают только женщины, записывает показания, отбирает с каждой машины пробу в ведро, стоящее специально на платформе и далее уголь доставляется потребителю.
- А ну вставай на платформу, сейчас тебя взвесим, - сказал мне Юрий Анисимович
 Я встаю на платформу на табло загорается цифра 60.
- Ну как? - спрашивает меня Рябов
- Ну вообще то мой чистый вес 70, а в одежде, еще больше.
- Так, - задумчиво сказал, Юрий Анисимович - а ну походи по платформе. По прежнему 60. Давай Ты залезай - сказал он Серёге.
Весы показали цифру 70.
-  Вообще то я 82 вешу плюс вещи. Должно под 90 выйти - сообщил Сергей
Женщины наблюдавшие за нашими перемещениями на платформе с улыбкой прокомментировали:
- Весы  же промышленные, не бытовые.


15. Контрольный пункт учёта
4


Добыча угля и его выход на гора завершается в порту. В порт уголь попадает по транспортерной ленте. Раньше лента была открытая. На субботники народ из профильных и непрофильных предприятий посёлка, а также военнослужащие  привлекались для расчистки ленты от снежных заносов. В летний период на транспортерке можно было встретить чумазых, перепачканных детей.  Но это время уже прошло. Сейчас лента помещена в трубу-кожух.


16. "Конец трубы"
11


17. Угольный бункер
10

18. "Беринговский уголь готов к отправке в порты Чукотки"
7

19. "На угле"
19


                Заехали мы на хранилища, в которых аккумулируется некоторое количество угля. Потом поехали  в морпорт, посмотрели гору угля предназначенного для транспортировки в населённые пункты Чукотки. Скоро навигация. Испили из родничка-тухлячка и поехали на дизельную. Дизельная - это сердце шахты, если не будет электричества шахта погибает. Дизельная в 1990-е и 2000-е снабжала электроэнергией посёлок. Сейчас посёлок запитан от модульной подстанции, но если есть необходимость избыток электроэнергии шахтная дизельная может пустить в электросети. На дизельной 5 корабельных генератора по 1 МВт каждый. Сейчас в  работе 2. Всё хорошо на дизельной. Только шум адский.


20. Дизельная
5

21.
20


22. Диспетчерская
21


- А как же австралийцы? Они ведь скоро тоже начнут уголь добывать. Выдержит ли шахта такую конкуренцию? - интересуюсь я.
Уже два года недалеко от Беринговского, на Амааме и Алькатвааме, ведут геологоразведочные работы Северо-Тихоокеанская угольная компания.
- Они нам не конкуренты. Они разрабатывают более высокие сорта угля, коксующиеся. Поэтому весь уголь уйдёт на экспорт. Наш рынок - Чукотка.


23.
collage5


24. "Кормят в столовой шахты - до отвала"
22


                Очень хочется надеется, что шахта будет работать. Не смотря на экономическую и политическую ситуацию в стране, на смену руководителей и иностранных конкурентов . Потому что работающая шахта - это живой посёлок. А без Беринговского Чукотка станет беднее. Во всех смыслах.


25.
15


Фото: Александра Толкачёва и автора


Часть 1....часть 9.


Tags: Чукотка, лыжная экспедиция "Майниц", поселения Чукотки
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments