Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

БЕРИНГОВСКИЙ. РОЖДЁННЫЙ УГЛЁМ

8


Вначале был уголь. И уголь этот был марки "Г". Уголь вызвал к жизни рудоуправление "Бухугольстрой". И было это в 1941 году. Потом был Щорс. Щорс был директором Беринговского шахтоуправления. Директором он был 22 года. Руководил Щорс мудро и строго. Потом было миллион тонн угля на гора. И было это не долго. Потом был упадок, который завершился в середине двухтысячных. После двухтысячных пришли австралийцы...
                                                                               Краткая история Беринговского угольного бассейна


2. В Беринговском два памятника. И оба посвящены шахтёрам.
collage2



3. Нагрудные знаки "Шахтёрская слава"
collage3

Беринговский, одно из немногих поселений Чукотки в котором есть производство. И это производство угля.  Вернее его добыча. С добычи угля началась урбанизация Беринговского района.   Беринговский - это моногород, в котором градообразующим предприятием является шахта "Нагорная". Как же я удивился когда узнал, что на шахте, вместе с управленцами и обслуживающим персоналом работает всего 220 человек. В Анадыре полицейских больше!


4.
23

5. Надпись на табличке: "Комбайн КШ. Установлен как символ шахтёрской доблести"
14

6.
13


7. "По труду и честь"
12

На шахту мы пошли на второй день нашего пребывания в Беринговском. В праздничные дни в шахтоуправлении пусто.  Заходим в единственную открытую дверь - это диспетчерская.
- Здравствуйте, мы участники  молодёжной лыжной экспедиции. Хотели бы попасть с экскурсией на шахту..
- Знаю, ты Басов.
Я опешил. Диспетчер через секунду продолжил
- Мы с твоим отцом на флоте вместе служили.
Вновь не случайные случайности.  Сергей Попик, так звали диспетчера, сообщил нам, что вопрос о посещении шахты может решить только генеральный директор или главный инженер. Произойдёт это не раньше 5 мая, после праздников и выходных. Генеральный директор шахты "Нагорная" Лев Давидович Броверман не беринговский, он с Донецка. Отношение у населения к нему, как и к любому начальнику разное, но в основном сдержанно-настороженное. Характер у директора шахты своеобразный, поэтому нас "обнадёжили": "На шахту вас  скорее всего не пустят". Но всё же пятого мая мы стоим в коридоре в приёмной ждём когда закончится планёрка.


8. Коридоры и двери шахтоуправления
collage4


Мы представились, рассказали о нашей экспедиции, о том, что пропагандируем активный образ жизни и занимаемся краеведением. Я пытался в сжатой форме,   как можно убедительнее рассказать человеку не знакомому с Чукоткой зачем мы всё это делаем и зачем хотим попасть на шахту:
- Мы часто устраиваем встречи со школьниками и рассказываем не только о природе, но и о людях, о предприятиях, которые у нас работают на Чукотке. А ведь побывать в Беринговском и не попасть на шахту, это считай, что и не был здесь.
- А что там смотреть?  Грязь, сырость и ничего не видно. Нечего там смотреть. Тем более вам нужно пройти инструктаж, научиться пользоваться самоспасателем, переодеться. Нет у меня свободных людей.
Всё, думаю приехали. Не попадём мы на шахту. Но Лев Давидович продолжил:
- А вот наземные службы и объекты покажем.
Броверман вызвал по телефону своего заместителя Юрия Анисимовича Рябова и поручил ему организовать для нас экскурсию.
- Это хорошо, что вы на лыжах ходите. Краеведением занимаетесь.  Но вам надо в Иультин. Вот где размах был. Там и горы повыше и пейзаж поинтереснее.
Откуда человеку с Украины известно про Иультин и тамошние горы? Тут у меня щёлкнул затвор памяти. Точно! Друг мой, который жил в Полярном, тогда еще в Шмидтовском районе, рассказывал, что Броверман  работал в тех краях!
На объекты мы поехали на "УАЗике". Юрий Анисимович оказался словоохотливым собеседником и сведущим в своём деле специалистом. Экскурсия была очень информативной и познавательной. Опять пожалел, что нет с собой диктофона.  Вот некоторые стат.данные которые запомнил.
Максимальная глубина шахты 130 метров
Длина штольни 5,5 км.
Цена одной тонны угля 5 тысяч рублей
Объём добычи угля: 200 тыс.  тонн в год
Марка угля: "Г" - газовые угли
Общее количество работников 220 человек, из которых около 100 подземных рабочих (шахтёры, механики и т.д.)
Изведанные защищённые запасы: около 50 млн. тонн.
Значительная доля шахтёров с  Донбаса, работают вахтовым методом.


9. Юрий Анисимович Рябов
18

                Вначале мы отправились в механический цех. Здесь ремонтируют проходческие комбайны и прочие агрегаты. В мехцехе стучало, сверлило, долбило, искрило, ухало, одним словом текли обычные трудовые будни трудового народа.  Рабочие! Для государственной офисно-планктоной Чукотки рабочий эпохи индустриализации это уже из разряда удивительного! Здесь работали мужчины. Дело даже не в том что они тягали болванки агрегатов, а не болванки оптических дисков, и не в том что руки и роба у них в мазуте и мозолях. Дело во взгляде. Взгляд человека уверенного в том, что он занимается ДЕЛОМ, а не гоняет бумагу по столам.  В мехцехе могут сделать всё. Чёрта лысого если потребуется, тоже сделают и по рельсам спустят в штольню.


10. Механический цех
16


11. Кузнец
2


12.
17


13.
3


14.
collage

                На контрольном пункте взвешивания угля для потребителей произошёл курьёзный случай. Взвешивание производится на автомобильных весах - это две платформы на которые заезжает грузовик с углём. Диспетчер, а здесь работают только женщины, записывает показания, отбирает с каждой машины пробу в ведро, стоящее специально на платформе и далее уголь доставляется потребителю.
- А ну вставай на платформу, сейчас тебя взвесим, - сказал мне Юрий Анисимович
 Я встаю на платформу на табло загорается цифра 60.
- Ну как? - спрашивает меня Рябов
- Ну вообще то мой чистый вес 70, а в одежде, еще больше.
- Так, - задумчиво сказал, Юрий Анисимович - а ну походи по платформе. По прежнему 60. Давай Ты залезай - сказал он Серёге.
Весы показали цифру 70.
-  Вообще то я 82 вешу плюс вещи. Должно под 90 выйти - сообщил Сергей
Женщины наблюдавшие за нашими перемещениями на платформе с улыбкой прокомментировали:
- Весы  же промышленные, не бытовые.


15. Контрольный пункт учёта
4


Добыча угля и его выход на гора завершается в порту. В порт уголь попадает по транспортерной ленте. Раньше лента была открытая. На субботники народ из профильных и непрофильных предприятий посёлка, а также военнослужащие  привлекались для расчистки ленты от снежных заносов. В летний период на транспортерке можно было встретить чумазых, перепачканных детей.  Но это время уже прошло. Сейчас лента помещена в трубу-кожух.


16. "Конец трубы"
11


17. Угольный бункер
10

18. "Беринговский уголь готов к отправке в порты Чукотки"
7

19. "На угле"
19


                Заехали мы на хранилища, в которых аккумулируется некоторое количество угля. Потом поехали  в морпорт, посмотрели гору угля предназначенного для транспортировки в населённые пункты Чукотки. Скоро навигация. Испили из родничка-тухлячка и поехали на дизельную. Дизельная - это сердце шахты, если не будет электричества шахта погибает. Дизельная в 1990-е и 2000-е снабжала электроэнергией посёлок. Сейчас посёлок запитан от модульной подстанции, но если есть необходимость избыток электроэнергии шахтная дизельная может пустить в электросети. На дизельной 5 корабельных генератора по 1 МВт каждый. Сейчас в  работе 2. Всё хорошо на дизельной. Только шум адский.


20. Дизельная
5

21.
20


22. Диспетчерская
21


- А как же австралийцы? Они ведь скоро тоже начнут уголь добывать. Выдержит ли шахта такую конкуренцию? - интересуюсь я.
Уже два года недалеко от Беринговского, на Амааме и Алькатвааме, ведут геологоразведочные работы Северо-Тихоокеанская угольная компания.
- Они нам не конкуренты. Они разрабатывают более высокие сорта угля, коксующиеся. Поэтому весь уголь уйдёт на экспорт. Наш рынок - Чукотка.


23.
collage5


24. "Кормят в столовой шахты - до отвала"
22


                Очень хочется надеется, что шахта будет работать. Не смотря на экономическую и политическую ситуацию в стране, на смену руководителей и иностранных конкурентов . Потому что работающая шахта - это живой посёлок. А без Беринговского Чукотка станет беднее. Во всех смыслах.


25.
15


Фото: Александра Толкачёва и автора


Часть 1....часть 9.


Tags: Чукотка, лыжная экспедиция "Майниц", поселения Чукотки
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments