Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Майниц - это на Чукотке!

"И пришла весна -добрая и бестолковая, как недозрелая девка"             В.Шукшин

24 апреля прощаемся с озером и с Олегом, он сегодня на вездеходе уезжает в Анадырь, а у нас начинается самая интересная и сложная  часть путешествия - лыжный переход  в посёлок Беринговский.

Засиделись. Это почувствовалось сразу. Нельзя делать многодневные днёвки, после них тяжело входить в ритм. Утром, пасмурно, но ветра почти нет. К обеду распогодилось, выглянуло солнце и температура поднялась до +3 градусов. Стало жарко. В ногах снова захлюпало. Саня, чтобы хоть как-то охладиться снимает штаны. Так и идёт весь день. Плюсовая температура сказывается в первую очередь на снеге. Он начинает налипать на лыжи. Дефилирование на лыжных двадцати сантиметровых каблуках занятие из малоприятных. Поэтому идём не спеша, беседуем, любуемся видами.

2. "Чукотские туристы - бессмысленные и беспощадные"

А пейзажи и вправду на выставку. Свернув с перевала мы  выходим в верховья реки Кэнкэрэнвеем. Она змейкой извивается среди сопок и течёт в живописных каньонах. И до чего же красиво! Можно только догадываться, какая прелесть здесь летом.
Часа в два дня небо снова затянуло. Весна! Добрая и бестолковая. Время пролетело быстро, как и расстояние, не спеша протопали около 30 км.  Палатку разбиваем напротив горы Утёс. Сказочно красивая гора, вся нашпигована останцами.  Напротив Утёса, гора Ястреб - самая высокая гора Кэнкэрэнского хребта. Но её не видать, скрыта облаками. Встаем возле речки. Здесь можно набрать воду из проталины. К воде на озере мы уже привыкли, не охота снова снег топить.
После ужина чтение в слух. Я прихватил с собой томик рассказов Шукшина. Короткие, ёмкие, образные  и незавершённые. Заставляющие додумывать, что же могло произойти дальше с его, шукшинскими "чудиками".
Одометр: 147 км. Высота 101 метр. Общий подъём 2300 метров.

3. Верховья реки Кэнкэрэнвеем

5. На обеде

7. Двоится

9. Гора Утёс

Утро 25 апреля пасмурное, но тёплое. Снег на лыжи не налипает, поэтому идётся легко. Через несколько километров упираемся в Кэнкэрэнвеем. Река разлилась здесь нешироким плёсом.  Проскакивает мысль порыбачить хариуса. Но лень развязывать волокуши. Да и провалиться можно пока до воды дойдёшь. Успокаиваю себя мыслью, что здесь не особенно глубоко и хариуса здесь нет.  Кэнкэрэнвеем, искажённое чукотское слово Конрарывеем - единственная глинистая река. Любопытное название.
Неожиданно в нескольких метрах взлетает птица. Я даже сразу и не понял, что это? Лебедь! Мать его за ногу! Чуть не испугал. Покричав немного на нарушителей спокойствия, птица сделала круг и улетела в туман. Из зверей, попалась только лиса, которая в отличие от предыдущей своей родственницы обошла нас стороной. Да, несколько раз пересекали следы медведя. Весна чувствовалась во всём.

11. Кэнэкэрнвеем открылся

Обедаем уже в долине реки Нонмыкенвеем (с чук. глубокая река). Вдоль неё мы будем идти не долго - чуть меньше десяти километров. Но насладится красотами Глубокой реки не удалось. Задуло.  Человек, безусловно  дитя солнца. В солнечную погоду настроение приподнятое, хочется творить и действовать. Как только серость съедает очертания горизонта,  будто что-то в организме выключается. Пробирает апатия, унылость, тоска.
Погода над нами сегодня ставила эксперименты. Как только мы зашли в ущелье на перевал, ветер усилился и продул небо. Выглянуло солнце, а с ним и уверенность, что за сегодня мы возьмём перевал. Знаки! Распогодилось именно в тот момент, когда мы вошли в ущелье. Ни днём, ни вечером, а сейчас. В прошлый раз погода нам также улыбнулась на Сквозном. Забегая вперёд скажу что это был не последний погодный сюрприз, когда мы поднимались в перевал. Перевал дюже живописный. Теперь мы идём уже вдоль другого хребта - Изнурительного.

16. Полдник

Главная книга путешественника - карта. Она состоит всего из одной страницы, но путешественники читают её так же внимательно и увлечённо, как домохозяйки женские романы. Карты, как и книги тоже писали люди. Есть карты посредственные, есть высокохудожественные. Я говорю, конечно  не о качестве составления, а о топонимах. Ручей Шумный, гора Медвежья, озеро Белое - названия банальные и мало о чём говорящие. Все ручьи шумные, медведи водятся не только на этой горе, а осенью или зимой все озера белые. Но попадаются квадраты на картах глядя на которые представляешь, как шли здесь первые топографы. И что эти топографы были людьми с не тривиальным подходом к делу. Именно такими были топографы Беринговского района.  Наколка, Заслонка, Намётка, Насадка, Загадка, Мазок, Желток, Озорница - это всё горы, Искристый, Акробат, Игривая, Узорная, Ненастная - реки и ручьи. Даже хребты носят  оригинальные и "вкусные" названия: Изнурительный, Непроходимый, Дикий. И если: "Вчера штурмовали Мазок" - звучит не очень романтично, то испить воды из Искристой речки и пройти Непроходимый хребет уже звучит гордо!
                А тем временем, мы поднимались в перевал вдоль Изнурительного хребта. Подъём затяжной, но не крутой. От этого идётся легко, хотя уже начинает сказываться усталость. Впереди, над перевалом несутся перистые облака, которые каждую минуту превращаются в разные предметы. Так я вначале шёл к слону, потом собаке, потом к киту. После передо мной проплыла НЛО и куча ещё бог весть каких предметов и животных.
Солнце уже клонилось к закату, поэтому мы немного зайдя за седловину первала, разбиваем лагерь. Безымянный перевал, который нам открылся во всей красе и был легким на подъём, мы называли в пику хребта его образовавшего - Изумительным.
Одометр: 180 км.  Высота 250 метров. Общий подъём 2574 метра.

21. Перевал Изумительный

22. НЛО над перевалом

23. Спонсорская фотография

24. Устал

Фото: Александра Толкачёва, автора

Часть 1,....часть 4

Tags: Беринговский район, Чукотка
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…