Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Лыжная экспедиция по островам Сенявинского пролива

Архив 2013 года

Остров Аракамчечен.

29 марта 2013 года. Днёвка.
В связи с тем, что заброска у нас получилась немного дальше запланированного у нас высвободился лишний день на Аракамчечене. И надо же было такому случиться, что именно в этот день случилась пурга. Не сильная, низовая с порывами ветра до 15м/с, но крайне не приятная.
        Не смотря на днёвку, уже без будильника, просыпаюсь в 6 утра. В балке гуляет ветер. Гуляет в прямом смысле этого слова, разве что снежные вихри не поднимает. Балок двухстенный. В последнее время  этот балок, как и большинство других, не поддерживается, т.е. уголь и дрова не завозятся. Поэтому нерадивые путники, которые сюда попадают либо на снегоходах, либо летом на лодках, ленясь собрать на берегу плавник отдирают доски от внутренней обшивки.

Возле балка мы нашли рулон рубероида  прогрели его возле печки и сразу после завтрака приступили к отделочным работам. Закрыв самые ветреные места в балке сразу стало заметно теплее.

Перспектива провести весь день в балке нам не улыбалась, поэтому мы решили обследовать близлежащие окрестности и выдвинулись в радиальный поход в сторону мыса Пыгылян. Мы обследовали берег гавани Глазенапа на котором в огромном количестве были складированы пустые бочки. В советские времена здесь базировалось судно провиденской гидрографии и по старой советской полярной традиции завоз груза осуществлялся только в один конец: будь то аккумуляторы на маяках, бочки с топливом для перевалбаз или техника. Хотелось бы надеется, что программа по очистки Арктики от бочкотары, когда-нибудь коснется и этих дальних берегов.

4. Гавань Глазенапа

Юго-западной точкой острова является мыс Таылёк,  который  острозубым отрогом упирается в крутобокую сопку Менынган. У подножия этой сопки в западной части гавани Глазенапа  обнаружили остатки древнего поселения с черепом  и заваленным "столбом" из челюсти кита.

"В расположенном далее к западу от Ярги, на самом юго-западном мысу острова, посёлке Пагиляк столбов уже нет, здесь найдены следы колец от яранг, относящиеся к небольшому эскимосскому посёлку начала ХХ века, и остатки пяти землянок определённо более раннего времени."
С.А. Арутюнов и др. "Китовая аллея"

7. Возле поселения Пагиляк

Кроме китовых артефактов, уже на самом отроге, с которого открывается шикарный вид на гавань и Сенявинский пролив мы обнаружили древнюю могилу: камни выложенные в виде овала, которыми обкладывали тело покойника.

"Поутру (31 числа) приступили мы к описным работам: с баркасом и байдаркой отправился я в сопровождении мичмана Глазенапа и Постельса в южную половину пролива..... На южном весьма низком мысу острова, называемом Пагелян, где обсервовали широту, встретили мы несколько байдар, наполненных чукчами. Дружелюбие приятелей наших в губе Св. Лаврентия можно было отчасти приписать неоднократному сообщению их с европейскими судами. Здешние никогда судов в глаза не видывали, но были точно так же ласковы и смирны, нимало не мешали нам работать; некоторые из них не имели понятия о письме, даже и по слухам, и очень удивлялись, когда я несколько длинных имен чукотских, которые сначала едва выговаривать мог, после, смотря на бумажку, говорил им очень бегло."
Ф.П. Литке "Путешествие вокруг света на шлюпе "Сенявин", 1828 год.

Спустившись с отрога на косу Пыгылян совершенно неожиданно мы наткнулись на другой, уже современный артефакт - чугунную ванну, которую использовали, скорее всего в летний период, как емкость для пойманной рыбы.
       Стоит сказать несколько слов и о фильме, съемка которого была важнейшей составляющей нашей экспедиции. Кроме "героических" будней экспедиционеров и съемок исторических достопримечательностей, по ходу экспедиции, у нас совершенно случайно, родились две видеорубрики: "Потехе час" и "Лаборатория экстремального туризма". Ведущим первой рубрики был Серёга, который очень профессионально катался на санках с сопок, кружил в лыжных ботинках в безудержном танце на льду, играл на бочках, а также совершал другие потешные вещи, которые безусловно эмоционально обогащают любой поход.  Вторую рубрику, которая в силу дефицита элементов энергопитания состояла всего из двух выпусков вел я. Накануне я экспериментировал спальник на ветру, а сегодня решил на еще более сильном ветру из найденных досок развести на улице костер. Мне удалось его развести. Даже затрещали щепы, но обрадовавшись, что дело сделано я нечаянным движением засыпал огонь снегом.
       На обратном пути мы посетили еще один исторический памятник острова - могилу писаря  с клипера "Гайдамак" 1885 года. "Гайдамак", "Всадник", "Разбойник" - первые военные корабли осуществлявшие патрулирование восточных границ  Российской империи во второй половине 19 века. Первоначальный, деревянный крест, от времени или ветров упал и его положили на могилу. Могила являлась местом постоянного посещения российскими судами,  что зафиксировано в памятных табличках. В начале ХХ века здесь был военный транспорт "Якут", в 1950-х годах гидрографы установили на могиле  крест из металлических труб, а  в 1999 году здесь отметился бывший губернатор Чукотки А.Назаров, который установил здесь памятную плиту.
Прошли за день 8 км.  t -18 С0, ветер 11-15 м/с

8. Ведение дневника - отличительная черта настоящего экспедиционера.

9. Накочегарили балок.

30 марта 2013 года.  Радиальный выход на гору Афос.
  На улице полый штиль и солнечно. Красота! Сегодня запланирован радиальный выход на самую высокую гору острова, Афос. Но вначале мы должны дождаться чаплинцев, с которыми мы договорились о совместном восхождении и установке флага. Пока ждали чаплинцев тренируем навык возведения иглу: я в миниатюре на бочке, Серёга в натуральную величину. Завершить снежные хижины нам не удалось, вскоре послышался рев снегохода и к балку подъехал "Буран" с санями. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что приехавшие восходить с нами на гору не собираются. Андрей Кайнынан, общественник, спортсмен, и председатель Совета старейшин Нового Чаплино объяснил, что они приехали на рыбалку. А желающие с нами совершить восхождение  не смогли приехать.
- Но до сопки я вас обязательно отвезу, - сказал Андрей.
Оставив рыбаков на озере мы втроем едем к подножию  горы. Афос расположен в самом центре острова и от нашего балка до подножия около 12 км. Мы рады и этой оказии. Снегоходная заброска заканчивается на высоте 132 метра, где начинается курумник. Подъем не крутой, но очень затяжной.
- Пойду прогуляюсь с вами вон до того подъема, -  сказал Андрей.
В итоге прогулялся до самой вершины. Характер настоящего спортсмена не позволил ему остановиться на полпути. Но и тяжко же ему пришлось, ведь одет  он был для рыбалки. Усугубляло положение Андрея полное безветрие и солнце.

Имя Афосу, как и самому Сенявинскому проливу дал  капитан Ф.Литке в 1828 году:
" Пока делались приготовления к намечаемым поездкам, ходил я на самую высокую гору острова Аракамчечен, с которой был обширный и прекрасный вид на все окрестные места от губы Св. Лаврентия к N до острова Св. Лаврентия к S. Пролив со всеми его заливами и островом лежал пред нами, как на ладони. Мы назвали ее горой Афос, а пролив – по имени нашего судна: с 19 июня 1807 года эти два имени сделались неразлучными в воспоминании каждого россиянина и особенно каждого русского морехода."
Ф.П. Литке "Путешествие вокруг света на шлюпе "Сенявин".

11. Вид на хребет Николка с горы Афос

С вершины и в самом деле открывался потрясающий вид на все окрестные места. Правда залива Св. Лаврентия, равно как и одноименного американского острова мы не увидели. Зато увидели чукотское село Янракыннот и весь пролив как на ладони, со всеми его островами и бухтами. Вершина обозначенная на карте отметкой 613 метров на навигаторе "подросла" до 631 метра. Установив флаг на покорёженном ветрами тригапункте мы начали долгий и нудный спуск к снегоходу.
       Разница в высотах оказались не единственной загадкой  горы Афос. Меня крайне заинтересовал факт разночтений на картах названия самой горы: на одних картах она именовалась Афосом,  на других Атосом. Разгадку нашёл, когда вновь перечитывал книгу "Китовая аллея":
"Следующей вехой в изучении района пролива Сенявина была карта американского мореплавателя Джона Роджерса, составленная им в 1856 году и послужившая вместе с картой Литке основой всех последующих картографических изданий дореволюционного периода.....Очевидно, решив, что гора Афос названа так в честь героя романа Дюма, Роджерс дополнил орономию острова еще тремя названиями: Арамис, Портос и Д,Артаньян и присоединил к ним  также гору своего имени в юго-западной части Аракамчечена. Впоследствии на исправленной и дполоненной карте лейтенанта Онацевича гора "Атос" снова превращается в "Афос", а Арамис и Д,Артаньян приобретают "чукотское" звучание Авамис и Артагнан."

Тем временем рыбаки на озере поймали уже более десятка гольцов каждый. Во мне заговорила рыбацкая жаба. Выпросил удочку и отвел душу поймав небольшого краснобрюхого гольчика. Ребята угостили еще одним - "на уху". Предлагали и больше взять, но у нас не было ни сковородки, ни масла. Тем более, что завтра у нас по плану намечен специальный рыболовный день. Вечером балуем себя вкуснейшей ухой.
Проехали на снегоходе 24 км. Прошли  12 км.  t -16 С0, ветер 1 м/с

31 марта 2013 года. Рыбалка на Ярге.
       В 9 утра к нам в балок приехал отец с сестрой на снегоходе. Привез пополнение в наш продуктовый мешок, а также такие невиданные деликатесы как свежую морковь и огурцы. Экспедиция начинала приобретать статус геденистской. Но основная цель приезда отца с сестрой была рыбалка, на которой мы очень хотели побывать.  На топографических картах это озеро обозначено гидронимом Горное. Почему ему дали такое название можно догадываться, ведь от моря его отделяет неширокая коса. Горным озеро на моей памяти никто не называл. Чаплинцы и янракынотцы его называют Яргой, провиденцы вообще не мудрствуя лукаво просто -аракамчеченским.
  Водится на Ярге голец, причем насколько я понимаю нескольких видов. Главным его отличием от других озер является наличие здесь краснобрюхого гольца, которого нередко именуют "пожарником". Мясо на брюхе у этого гольца ярко оранжевое, как у его более знаменитого его якутского собрата - рыбы топь. Больших экземпляров здесь не ловят. В детстве я ловил здесь до 1,5 кг., но "экземплярность" здесь компенсируется количеством.

По рыбацкой традиции рыба ловится либо вчера, либо завтра. Так вышло и в нашем случае. Серёга поймал 3, я - 4, пару штук поймала сестра. Удачливее всех оказался батя - 8 штук.  Оно и понятно - "гранаты" у него были  "правильные".  Но скорее всего на клёв повлияла погода, сегодня небо пасмурное, но по-прежнему безветренно.

17. Правильные "гранаты"

18. Неожиданное техническое решение

Рассказ о Ярге был бы не полным, если не сказать о самом озере. А точнее о льде. Ярга - это чукотский Байкал. В Провиденском районе я знаю только два таких озера: Аччен и это, где из-за каких-то особых свойств льда снег не может на нём задержаться. А по степени скольжения яргинский лёд может дать фору многим каткам с искусственным льдом. Впервые, когда попадаешь на лёд смотришь под ноги словно зачарованный. Трещины и пузыри причудливых форм и размеров надолго притягивают внимание. А простое перемещение по льду из одного места в другое превращается в настоящий полёт над застывшей бездной.
  Вечером снова уха. Только теперь воду мы топим изо льда с озера. Придумываю название для кулинарного шедевра "томлённая по-аракамчеченски" вкупе с огурцами и морковью настоящий праздник живота.
t -18 С0, ветер 1 м/с

Карта

Фото Сергея Гавриленко и автора

Tags: Провидения, Сенявинский пролив, Чукотка
promo basov_chukotka февраль 15, 11:35 12
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…