Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Экспедиция на аэроглиссерах по реке Великой. Часть 3.

25

Часть 1. Часть 2.


27 августа.
За два дождливых дня вода в реке поднялась не меньше, чем на 70 см. затопив все галечники. Все ходят с сумрачным видом, грустно уезжать. Обратный путь уже к дому. С другой стороны предстоит неизвестный и трудный путь. Наша следующая Гытгылвэиргытгынские озера, расположенные в Койвэрэланском хребте. Вниз идти легче, не на полном газу скорость 35-40 км/ч. До Койвэрэлана доходим быстро. Река невразумительным размытым руслом впадает в Великую. Зато за первым поворотом река превращается в мощный бурный поток. Оставляем на устье один глиссер, чтобы не жечь понапрасну топливо и на одном поднимаемся по Койвэрэлану.


2. Среднее течение р.Великая.
14

3. Река Койвэрэлан
15

4.
18

  Через 20 километров уходим с большой реки в приток речку Гытгылвэирхипэльхин, которая вытекает из озёр. Пейзаж постепенно меняется, с тундрового на горный. Становится всё большей тополёвых рощ. Въезжаем в Ковэрэланский хребет. Гытгылвэирхипэльхин не широкая (метров 20), но очень стремительная речка. Вода в ней в отличие от мутного Койвэрэлана абсолютно прозрачная. На порогах встречаются внушительные валуны. Через несколько километров въезжаем в "горные ворота" и попадаем в долину, окружённую со всех сторон сопками. Здесь и начинаются наши трудности. Сначала влетели не в ту протоку, которая вытекала из рощи. Деревья и кустарники росшие по берегам этого уже ручья не дали не единого шанса пройти её. Чуть в стороне находим еще одну протоку, которая впрочем, через полкилометра также заканчивается заломами деревьев. Разворачиваем глиссер на руках, течением его ставит поперёк реки. Вода заливает палубу, нас начинает кренить. Олег хотел было оттолкнуть глиссер, но оступился и ушёл по горло в воду, под глиссер. С горем пополам развернулись и спустились ниже, встали на косе.  Встаём на обед и принимаем решение дальше глиссерами не идти.  Борисыч расстроен больше всех. До озёр километров 12-15. Пытаюсь уговорить идти пешком, но к пешему переходу никто не готов. Нет рюкзаков, да и желания особого тоже ни у кого нет. На косе относительно свежий вездеходный след. Борисыч немного прошёлся по нему и нашёл пробку от бензобака: "Даже солярой пахнет", - констатировал он. Пока готовится обед поднимаюсь на сопку. Восхитительные картины. Растительности здесь значительно больше, чем на Рарыткине. Восхитительную Осеннюю палитру не умаляет, ни дождь, ни вездесущие комары. Сверху отчетливо видна вездеходная, идущая паралельно реке и уходящая, надо полагать в сторону Хатырки.

5. Речка Гытгылвэирхипэльхин
19

6.
20

7. "Приехали". Дальше "дороги" нет
22

8.
23

9. Койвэрэланский хребет
24

  Пока обсуждали дальнейшие планы, Локи "со стола", разложенного на земле спёр приличный ламоть сала. Возмездием за "кражу" стал жесткий сушняк, который заливался весь день водой. Спускаемся на Великую и уходим на Тамватнейскую перевалбазу. Остаток дня посвящаем восстановлению балка. В итоге получилось вполне неплохое жилье, с панцирными кроватями, вместо нар.  "Как в пионерлагере", - иронизирует Борисыч. Постоянно проводим замеры расхода горючего. Сегодня на одном баке - 100 литров, прошли 144 км.
Одометр: 572 км.

10.
26

11. Возвращаемся на перевалбазу
28

12. Таватнейские "ворота"
27

13.Вода прибыла.  В прошлый раз мы останавливались возле дальних отмелей


28 августа 2013 года
  В половине седьмого вышли с Борисычем в радиальный выход на Тамватней. Олег остаётся на хозяйстве в балке. Погода пасмурная, но без дождя. Температура +8, отличная погода для ходьбы. Тундра не слишком кочковатая, вдобавок периодически идём по вездеходной. Пытаясь сократить путь ушли в кустарниковые джунгли. Издали ничем не примечательные кустики "по колено", на поверку труднопроходимые заросли под 3 метра высотой. Вот тебе и карликовая берёзка! Идти стало легче и быстрее, когда выходим под сопку. Тут уже настоящий автобан - грунтовая дорога, отсыпанная горняками Тамватнея. Записок в коробке из под сока, что оставляли в прошлом году на дороге нет, медведи поработали. Не доходя трех километров до посёлка сворачиваем на г.Шаманья. Гора вся изрезана дорогами и следами промышленной деятельности. Первым делом изучаем деревянные заваленные  сараи. Внутри сарая деревянные колодцы, одна часть которого покрыта льдом, второй отсек снабжен лестницей уходящей вниз. Проверять глубину колодца, и что находится внутри его не стали, больно всё ветхое. С дороги в полутора-двух километрах от сопки огромная куча досок и сооружение. В прошлом году мы туда не заходили. Куча досок, это остатки от пилорамы, здание - бывшая дизельная станция. Вокруг все заросло кустарником. Возле дизельной стоит большая ёмкость от которой куда-то в кустарник уходят трубы. Идем по трубам и упираемся в небольшой сарай. Сарай в хорошем состоянии, при желании даже можно заночевать. Здесь располагались видимо мастерские. в углы сарая лестница уходящая вниз.
-  Женя иди сюда, тебе будет интересно, - восторженно говорит  Борисыч и спускается вниз, - Да это же шахта! - слышу я уже снизу.
Подобный культурологический шок я испытвал, когда впервые попал в Гудымский портал. Посреди тундры, где нет ни дорог, ни аэропортов и морских или речных портов, построили шахту, в которую уходит узкоколейная железная дорога. Электровоз, вагонетки, надписи по технике безопасности, деревяные бревенчатые крепи, железная решётка со сломанным замком и чернота уходящая в глубь земли. По рельсам из штольни в сторону отвала бежит талая вода. Вода капает и сверху. Здесь становится понятно для чего построили целый посёлок. Не для геологоразведки, для обсуживания шахты. И здесь же возникает самый главный вопрос для чего не пожалели столько сил, времени и денег? Официальная версия киноварь. Но то что киновари много, было понятно и без организации шахты. Тем более, что киноварь по большому то счёту и не добывали, это была комплексаня разведка. Обогатительной фабрики нет, да и в таком количестве ртути издалека страна видимо не нуждалась. Заводы были на Алтае и в Узбекистане. Третье в СССР, местрождение киновари в Иультинском районе (тогдашний Шмидтовский) Пламенное, ведь не удостоился чести на постройку шахты и посёлка. И технику тут использовали японскую, инвалютную. Одни вопросы.

14. Тамватнейские мухоморы


15.


16. Каскадные озёра.
29

17. В промышленном районе
30

18.
31

19.
32

20. Запасные выходы из штольни
33

21
35

22. Лесопилка
36

23. Дизельная
37


24.
38

25.
39

26. В штольне
40

27.
41

28.
42

29.
43

30. Чукотские железные дороги
44

              В штольню мы не пошли, вернулись обратно к сопке и решили изучить всё что на ней располагется. Первым делом отправились к буровой вышке. Стоит она почти на четырёхсотметровой высоте. К ней подведена дорога, которая серпантиной вьётся по сопке. Вся Шаманья разрезана отвалами, траншеями, насыпями, буровыми колонками и сотнями бочек.Технические сооружения поднимаются до отметки 500 метров. Колоссальность работ впечатляет. Основательно изучив Шаманью идём в посёлок. В балке, в котором мы ночевали в прошлом году, также как в Берёзово никого не было. За день намотали тридцать пять с половиной километров.

31. Гора Шаманья
45

32. Рабочий посёлок Тамватней
46

33. Буровая вышка
47

34.
48

35. В п.Тамватней
49

36. Клуб горняков
50

29 августа.
Возвращаемся на базу. Чтобы не ходить одной и той же дорогой, к тому же более длиной, мы возвращаемся по тому же пути по которому ходили в прошлом году. Спустя шесть часов и 23 километра выходим на косу, к которой уже подъезжает Олег, для того чтобы нас забрать на перевалку. Заходим в балок и сразу же первый сюрприз. Олег из старого разрушенного балка вытащил печку и накочегарил до 40 градусов. Второй сюрприз стоял на столе - это целая кастрюля морса. Олег знает,  как можно сделать приятно путнику вернувшемуся с маршрута. Веточки кедрового стланника, который Олег принёс для запаха, электрический свет от генератора, и мерное потрескивание печки, сразу оживили балок. Пока нас не было  в гости приходил медведь, или "косорылый", как  называл его Олег, покрутился в стороне и ушёл. А ночью Олег проснулся от удара по балку. "Медведь ломится, подумал я зарядил ружье и сижу в темноте жду, через час устал ждать и лег спать", - рассказывал Олег. Что это было выяснилось утром. С трубы на балок упал кирпич, и упал удачно, на железо, которым оббито её основание. Можно представить, услышать такое ночью, когда один.
                Сегодня подметили, что пропала мошка! Это радует. Еще более порадовал закат, который сжигал небо красным. Видел я уже такие закаты. После них обычно наступало сильное ненастье.

37. Тамватнейская перевалка


38. Домашний уют балка


39. Небо в огне. Завтра возвращаемся.
12


Tags: Анадырский район, Великая река, города-призраки, экспедиция на аэроглиссерах
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments