Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

«Чукотский Mainstream»


История и география
  В самом центре Чукотки, где сопки тянуться до самого горизонта берет свое начало самая большая река северо-востока России - река Анадырь. По утверждению палеогидрографов и специалистов по древней Беренгии, несколько сот тысяч лет назад река Анадырь соединялась с Юконом, что течет на Аляске.

  Насколько огромной была это палеорека можно только догадываться потому как и сам Анадырь в настоящее время имеет немалую протяженность 1150 км. Анадырь - главная географическая и экономическая  Чукотского автономного округа, стержень, который делит Чукотку на Восток-Запад и Север-Юг.
  Люди здесь жили всегда, даже когда наступали ледниковые периоды. Здесь же проходили пути миграций племен на американский континент. Самыми древними племенами которые дожили до прихода русских были племена юкагиров. От них и осталось сильно искаженное название самой реки - Анадырь, которая, как утверждают многие исследователи, переводится как "река". Вообще большинство гидронимов бассейна Анадыря, также имеют юкагирские корни. Чукчи начинают селиться в верхнем и среднем течениях Анадыря уже после прихода русских. А в 19 веке здесь появляются эвенское племя ламутов. Первым из русских кто побывал на Анадыре, стал Семен Дежнев, построивший в 1649 году зимовье в окрестностях современного села Марково. Но вплоть до конца 19 века русские будут населять только среднее течение Анадыря.
Замысел экспедиции
Для тех, кто занимается туризмом на Чукотке, есть несколько "обязательных" мест для посещения. Один из таких маршрутов это сплав по реке Анадырь. Идея пройти на каяках по маршруту принадлежала Тимуру Ахметову. Начиная с осени 2010 года, мы ее начали активно разрабатывать. К экспедиции присоединились еще двое наших друзей. Проработка экспедиции началась по двум направлениям: логистика и снаряжение.
Снаряжение. Первым делом стало приобретение каяков. По условиям, предъявляемым к каяку подходящему для нашей экспедиции наиболее оптимальным оказался каяк отечественного производства "Мастерские ФМК". Параметры: длина 3,5 м., тип: каркасно-надувной (2 баллона), вес 11 кг., цена - 20 000 р. Решающими факторами были 2 последних показателя. Каяки изготавливаются по специальному заказу, поэтому с изготовителем можно договариваться о деталях и дизайне каяка. Через 3 месяца после заказа (заказывали до НГ) 4 новеньких каяка были доставлены до получателя. Геромомешки: 2 гермы по 40 литров изготовитель «Мастерские ФМК») каждая по 450 рублей, одна 80-литорвая «Red Fox» - 1000 руб. Алюминиевое весло, производство «Мастерские ФМК» цена 800 руб. Одежду каждый приобретал самостоятельно. Партнерами и спонсорами экспедиции стали компании «Альпиндустрия» и «Bask», которые предоставили нам часть экипировки и снаряжения.
Логистика. Чукотка, как и любые северные территории нашей необъятной являются кошмарным сном любого, кто занимается логистикой. Любой туристический маршрут априори проходит по труднодоступным местам. Легких схем заброски и транспортировки здесь нет изначально. Территория Чукотского АО ок. 737 тыс. км. кв. население ок. 50 ( из которых 20 проживают в столице и расположенном рядом поселке Угольные Копи) остальные населенные пункты расположены преимущественно на побережье на расстоянии от 60 до 300 км. друг от друга. Поэтому начало экспедиции все тур.группы планируют от населенных пунктов (геологических поселков, оленеводческих бригад) в общем оттуда, куда можно заброситься авиатранспортом (конечно если у вас нет свободных денег на чартер вертолетом - 300 000 полетный час). Местом нашего старта был выбран рудник "Купол", находящийся на одном из притоков реки Анадырь. После длительных согласований с дирекцией рудника, который к слову сказать является канадским, мы получили долгожданное "одобрямс". "Одобрямс" означало, что членов экспедиции забросят на рейсовом "купольском" вертолете от с. Кепервеем, куда летают регулярные местные авиалинии до самого рудника. Иного варианта попасть в верховья практически нет (если конечно не кочевать с оленеводами). Однако к тому моменту, когда мы получили долгожданное транспортное благословление от золотопромышленников двое из четырех членов экспедиции по разным причинам уже отказались от путешествия. В итоге остался я и Тимур, который, впрочем уже находился на "Куполе", т.к. с 2009 года является экологом этого предприятия.
Начало.
  И вот долгожданный момент вылета. 26 июля рейс Анадырь -Кепервеем. Вылет, что очень удивительно для "Чукотавиа" состоялся в соответствии с расписанием в 10-30. У меня с собой ок. 50 кг. груза, включая спец.средства - ружье и патроны. Бортпроводник, молодой парень объявил, что через 2 часа мы будем в Кепервееме и пожелал всем приятного путешествия с его авиакомпанией. Но в этот момент нервы у одной из пассажирок не выдержали и она набросилась на бедного парня с упреками о сервисе на местных авиалиниях:
- Мы платим 11 тыс. рублей и сами вынуждены нести багаж к самолету
- так не летайте - улыбаясь ответил бортпроводник
В дискуссию вступили еще несколько пассажиров, но продолжалась она недолго, т.к. самолет вырулил на взлетную полосу. Погода стояла отличная и через полтора часа полета я, через иллюминатор, фотографировал место предстоящего старта - рудник "Купол". А еще через полчаса был в аэропорту села Кепервеем.

  От Анадыря до Кепервеема напрямую 616 км. Ощущения человека живущего на Чукотке и впервые попавшего в Билибинский район (с.Кепервеем, г.Билибино), наверное такие же как когда вы осенью или зимой из центральной России приезжаете в Египет или Турцию - жара! В аэропорту Кепервеема температура +21 градус. И, деревья! От аэропорта до райцентра города Билибино чуть больше 30 километров. Вдоль дороги в Билибино растут тополя и ивы, на сопках лиственница. И все это на Чукотке! Я конечно слышал что в Билибинском и Анадырском районах есть лесотундра, но как говорится лучше один раз увидеть. Просто не верилось, что я нахожусь ни где-нибудь в центральной полосе России, а на Чукотке.
  Билибино - город атомщиков и бывшая "золотая" столица Чукотки. В 90-е и нулевые за Билибино закрепился статус самого криминогенного города Чукотки. Эдакий чукотский Чикаго, в котором бывали перестрелки и в центре города.

  Поселился в единственной муниципальной гостинице "Северянка" (есть еще отраслевая гостиница рудника - для своих сотрудников). Располагается она на 2-м этаже пятиэтажного дома. Гостиница это - трехкомнатная квартира, в каждой комнате 2-3 спальных места, которое в свою очередь стоит 1600 р. в сутки. В гостинице живут командировочные из окружного центра или атомщики приехавшие на Билибинскую АЭС из других регионов. Со мной в комнате, как раз и поселили двух ядерщиков из Обнинска. Молодой парень лет 25 и мужчина лет 50. После знакомства кто, откуда и зачем, я делюсь эмоциями, мол надо же такое чудо - деревья за полярным кругом растут, мол впервые вижу на Чукотке деревья! А парень в ответ: «А я впервые вижу горы!». Пожалуй его "нифигасебе" будет покруче моего. Билибино находится в долине горной реки Кепервеем. Со всех сторон окружен сопками. Население что-то ок.7000 чел. В пик своего расцвета достигал 12 тыс. Но такого количества заброшенных зданий, как в том же Певеке здесь нет. Нет здесь и таких ветров как в Анадыре, а отсюда и громадные полчища комаров, без которых здесь как утверждают местные жители был бы рай. Билибинцы, как и большинство жителей райцентров, закоренелые патриоты. "И чего это столицу сделали в вашем Анадыре? Вот где ей самое место"- доказывала мне женщина, разводя руками. И в самом деле лето - как лето, тепло. Ну подумаешь комары, так они и в Анадыре есть. И квартиры здесь по 200 тыс. за двушку. И в самом деле начнешь думать а почему бы и нет? Пока не зайдешь в магазин: батон хлеба - 48 р., молоко - 160, яйца - 190, пиво - 100-120. Не Москва - Билибино самый дорогой город России. На следующий день в 11 часов пришел в билибинский офис "Купола". Администратор офиса Игнат, радушно предложил кофе и также весело сообщил, что вылет отложен до 12. Потом до 13 и как следствие до 14-ти. Начали закрадываться подозрения, что придется проверить вечером речку на предмет рыбности (даже удочку достал).

  Но в 14 часов прозвучала команда « В автобус!» и мы двинулись в аэропорт. В 14-55 "Ми-8" с 17 пассажирами на борту взял курс на Купол. Но прежде мы залетели в нац. село Илирней, которое расположено на р.Мал.Анюй, чтобы доставить туда девушку и старика-инвалида. Рейсы из райцентра в села раз в две недели, поэтому администрация рудника никогда не отказывает местным жителям в авиачартере. Не беря, естественно за это никаких денег. Что сказать капитализм с человеческим лицом. В 4 часа дня мы приземлились в аэропорту рудника.

  Симпатичная девушка предложила пройти в здание аэропорта. Про "Купол" много писалось и показывалось в местных СМИ, но масштабы действительно поражают. За несколько лет в тундре создали город. На Куполе есть все, кроме алкоголя, хотя ... но официально его нет. Потому как по прилету на рудник все проходят сканирование вещей. Всего на Куполе трудится порядка 700 человек. Мужчине прибывшему работать на рудник разрешается с собой вывезти 10 кг. личных вещей, женщинам -15 кг. Насчет ввоза запретов таких вроде бы как нет. Ценные вещи как то: ноутбук, цифровой фотоаппарат и т.п. вещи декларируются, чтобы при выезде не доказывать что ты не жираф. Ну и соответственно любая жидкость в личных вещах проверяется службой безопасности на предмет наличия этилового спирта. В памятке регламентирующей выезд сотрудников предприятия на Большую землю значится по мимо прочего и такой пункт " запрещено вывозить образцы минералов, а также строительных материалов из которых изготовлены различные сооружения". Так как в списках я значился как гость ( тем более при наличии оружия) меня до самого выезда из рудника сопровождал охранник из службы безопасности. Минут через 10 после прибытия вертолета к аэропорту на уазике подъехал Тимур, и мы отправились к месту старта.
Рудник находится на сопке высотой чуть более 600 метров. От аэропорта идет великолепная грунтовая дорога, вдоль которой стоят....дорожные знаки!
- Дорожные знаки в тундре!? И до сюда гаишники добрались. Может еще и пристегнуться?
- А ты не пристегнулся? – удивленно спросил Тимур. Я подумал стебется. - Нас тут ТБшники за это гоняют.
  Ну раз гоняют надо пристегнуться. Следом за нами на пикапе ехал Сбшник с моим ружьем, контролируя как бы не заехали куда не надо. Проехав через рудник мы добрались до ручья Средний Каёмраваам (с чук. малая кустарниковая река) в котором производиться забор питьевой воды для рудника. Колега Тимура по экологической безопасности предприятия любезно согласился (отказавшись от ужина), довезти нас вместе с вещами до реки Мечкерева (или Ёмраваам - с чук. кустарниковая река, или как еще называют ее местные Собачья река) куда впадает этот самый Средний Каёмраваам. Средство транспортировки экспедиции - 6 колесный вездеход "Полярис", что-то вроде квадрацикла только на 6 колесах, с кабиной и кузовом.

  Через 2 часа чуть-чуть не доехав до Мечкерева, из-за большого омута, мы распрощались с водителем и ....и наконец поверили что экспедиция действительно начинается. Как и полагается начало любого предприятия в России начинается с поднятия бокала, как говориться за успех оного. В нашем случае мы подняли по банке Балтики нулевки и закусили дошираком. Радоваться действительно было чему! Когда путешествуешь по Чукотке, даже если со всеми и везде есть договоренности никогда нельзя быть уверенным что тебя довезут-доставят в заданную точку. В нашей экспедиции таких точек-стыковок из-за которых все планы могли быть расстроены было несколько. И так становится чертовски приятно, когда все складывается удачно.
  Пока мы наслаждались природой и допивали чай, послышался рев машины. Через несколько минут возле нас остановился «Урал» с Купола, на котором местные геологи ехали на Мечкерева порыбачить. Мы запрыгнули в кузов и минут через 10 были в точке нашего завтрашнего старта.

  Мечкерева, в ее среднем течении, река метров 20 в ширину, с течением ок.6 км/ч . Тундровая пойма реки окружена сопками 600-800 метров высотой. Кустарника вдоль реки нет - вот тебе и кустарниковая река! Вокруг нашего бивуака множество медвежьих и лосиных следов. Главное средство отпугивания медведя мой "ИЖ-26", старенькая горизонталка 12-го калибра. Тимур на руднике набрал фальшфейеров, петард и пневмосигнал, работающий на газовом балоне. «Фа-фа» от такого сигнала может оставить заикой. С ним же, с сигналом, у Тимура произошел конфуз. Со словами "Интересно, а что за газ в балоне?" Тимур "дунул" сигналом в костер. Газ оказался пропаном, или бутаном, в общем горел он классно. Тимур ловкими движениями (на Куполе он еще работает в пожарной команде) как заправский огнеборец локализовал очаг возгорания. Но очаг «дикого ржача» еще долго локализовать не удавалось. Ну правда очень смешно это выглядело. Меня раздирало любопытство насчет рыбалки. С собой я взял маленький (метровый) спиннинг «Крокодил» и 4 блесны. Со 2 или 3-го заброса я вытащил харитона (хариуса) граммов на 400. Заранее зная что после этого ничего не поймаю я еще полчаса ходил забрасывал спининг. Все дело в том что хариус для меня оставался рыбой, к которой я не подобрал "методу". Вся рыба ловится в соответствии с некоторыми закономерностями. Отмычку для хариуса я пока не подобрал. День закончился тем что мы разложили на берегу все наши вещи и ..офигели! Как все это поместится в наши маленькие каяки?
Фотографии: автора и Тимура Ахметова
Tags: поселения Чукотки, река Анадырь, рудник "Купол", сплав, экспедиция "Чукотский mainstream"
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments