Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Нацпарк "Берингия" и WWF. "Распил", предательство или политика сдерживания регионов?




Одной из важнейших общественно-политических тем, обсуждаемых сегодня на Чукотке является тема введения морской охранной зоны нацпарка "Берингия". Как видно из предыдущих постов, нацпарк не сумев организовать конструктивную деятельность на сухопутных участках, в период активного противостояния с местным населением и властью региона начал новые "захватнические действия", теперь уже  по "отбору" акватории и созданию 12-мильной охранной территории.

Для того чтобы что-то создать нужно обосновать. В случае с ООПТ, такими обоснованиями для изъятия земель и акваторий являются т.н. ТЭО (технико-экономические обоснования). По идее, ТЭО это научно обоснованные исследования, в которых говорится о причинах, по которым территория более не может жить прежней "гражданской" жизнью и выводится в разряд особо охраняемых. По факту все эти обоснования не более чем за уши притянутые факты. Где действительно экологии угоржает опасность, а это территории интенсивного природопользования, заповедников и нацпарков не создают. А вот где населения очень мало, где отсутствуют явные угрозы исчезновению биологических видов и отсутствуют доказанные крупные месторождения полезных ископаемых ООПТ растут как грибы.

Как бы то ни было, пусть даже и формальное обоснование быть должно. А когда за этим обоснованием стоят ещё неплохие деньги, ученые и люди причастные к планете ООПТ (это паралельная вселенная, о которых в реальной жизни среднестатистический обыватель практически ничего не знает) пишут, рисуют, обосновывают. Потому что:
а) деньги не пахнут
б) высокую гуманистическую идею утопического толка "спасти Землю от людей" (по крайней мере от 99,9%) никто не отменял.

Итак, мы имеем:
1. Чтобы создать ООПТ - нужны научно обоснованные доказательства
2. Чтобы написать научно-обоснованные доказательства нужны учёные, которым нужно заплатить (удивительно, но гуманизм в биологии никак не желает быть альтруизмом. За "бабки" - обоснуем, без денег - нечего там охранять, пусть будет как будет).

Деньги. Самая интересная и животрепещущая тема. Такого количества ООПТ возникших за последние годы, никогда бы не было если бы не деньги. Серьёзные деньги. Зачем нашему государству, в котором один из самых низких в мире показателей  количества населения на квадратный километр столько ООПТ вопрос великий. Вопрос в разы увеличивается, когда понимаешь, что ООПТ, не декларативно, а по факту,  не призваны быть фактором экономического или научного роста (развитие туризма или развитие биологической науки). Лучше меньше, да лучше это не про российские ООПТ. Лучше больше, да хуже. Создать заповедников и нацпарков можно тысячу, а как потом всё это содержать и уж тем более развивать?

Возвращаемся к "Берингии". Оставив пока в стороне вопрос "зачем", подойдём к вопросу "кто". Чтобы обосновать нужны деньги. Как вы думаете кто дал деньги на обоснование необходимости создания морской охранной зоны? Удивитесь, но это наши западные партнёры, через WWF - всемирный фонд охраны дикой природы. Если вы думаете, что  WWF такой же няшный как панда на его символе, то глубоко ошибаетесь. WWF структура политизированная. Безусловно, Фонд проводит много интересных и нужных акций и проектов, больше популистских, но это не суть. Какое отношение WWF имеет к политике? Самое непосредственное, оно вмешивается в сферу госинтересов. Акция "Сохраним тигра/панду/птичку и т.п." - явление общественное, финансирование обоснования по созданию ООПТ или его части - явление политическое. Потому что это сфера госинтересов. ООПТ - это опричные земли, изъятые из экономической деятельности страны. Повлияв на создание на той или иной территории страны ООПТ, не напрямую, а опорседовано можно повлиять на ход социально-экономического развития территории. Это тонкие материи, но в умелых руках политтехнологов это инструмент.

WWF дало деньги на создание обоснования  морской охранной территории нацпарка "Берингия". Сколько денег? Без малого 750 тысяч рублей. Много это или мало? Это копейки, по сравнению с суммами оборачивающимися в мире природоохраны. А если принять во внимание, что это деньги всего для нескольких людей? Тут уже другой коленкор. Это уже ощутимые суммы.

Как распределяются гранты? Фонд или какая-нибудь структура объявляет конкурс на цели, для которых Фонд создавался. Соискатели (грантополучатели) пишут проекты заявок, в которых указывается для чего, на что и почему именно им, а не другим. Грантодатель проводит конкурс заявок и лучшему в качестве приза достаются деньги на реализацию "мечты".  В случае с нацпарком "Берингия" и WWF дело обстояло фактически наоборот. WWF дал деньги нацпарку без конкурса и заявок (впрочем задним числом они может быть и будут оформлены). Поражает спешность. Обычно конкурсные истории длятся долго от 2-3 месяцев до полугода.  Тут конкурса быть не могло, потому что WWF даёт деньги непосредственно нацпарку! Кто сомневается что WWF политизированная организация? Научных институтов в нашей стране много и специалистов хватает, которые могли бы написать обоснование, но нет, деньги из западной организации уходят в Государственное учреждение. Криминала тут нет. По крайней мере явного. Но вопросы есть



  Дата:  23.02.2016
Наименование организации: ФГБУ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «БЕРИНГИЯ»
Руководитель:                  Бычков Владимир Валерьевич, Директор
Адрес:                               689251, Чукотский АО, Провидения пгт.,ул.  Набережная Дежнева, дом № 8А              
Номер:                              WWF604/RU012403/
Название проекта:           LG95: Oceans5: Protecting Coastal & Marine Areas in the Russian Arctic / Сохранение прибрежных и  морских территорий в Российской Арктике

Глубокоуважаемый Владимир Валерьевич!
Всемирный фонд природы (далее Фонд), зарегистрированный в соответствии с законодательством РФ, рад сообщить, что  Фонд, руководствуясь благородными целями развития рационального природопользования и охраны биологического разнообразия России, безвозмездно предоставил Вашей организации грант № WWF604/RU012403/   по проекту "WWF604/RU012403/RU012403" с бюджетом  749 920,00 руб. (Семьсот сорок девять тысяч девятьсот двадцать рублей 00 копеек).
Срок исполнения проекта с 23.02.2016    по 20.06.2016.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, гранты, предоставляемые бюджетным учреждениям или другим некоммерческим организациям для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности, не являются объектом обложения налогом на прибыль. (См. ст.251 п.14  Налогового Кодекса Российской Федерации). По окончании отчетного года Вы должны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших в качестве гранта суммах и об их расходовании. В случае использования предоставленных средств гранта не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета. Если грант будет использован Вами на материальное поощрение своих сотрудников в денежной или натуральной форме, то выплаченные суммы подлежат налогообложению в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с  налоговым законодательством Российской Федерации, все средства грантов, предоставляемые безвозмездно организациям в целях поддержки науки, образования и культуры и на другие цели, в Российской Федерации должны расходоваться исключительно в благотворительных целях, указанных при выделении гранта. Поэтому средства предоставленного Вам гранта должны использоваться в соответствии с Описанием проекта, а также целями и ожидаемыми результатами проекта и Бюджетом проекта (Приложения I и II соответственно) и не могут использоваться ни на какие другие цели без предварительного письменного согласия Фонда.
Средства по гранту могут выдаваться на расчетный счет Вашей организации, либо оплатой предоставленных Вами счетов. Средства гранта будут выделяться по запросам, сроки и размеры которых согласованны Вами с ответственным исполнителем и куратором проекта, но не более указанной выше суммы.
Стандартные Условия Гранта Фонда (Приложение III) и Руководство для Отчета по грантам Фонда (Приложение IV) также являются неотъемлемыми частями данного письма о предоставлении гранта. В дополнение, в качестве Приложения V Вы найдете стандартные формы Финансового Отчета Фонда.
Вы, в качестве руководителя организации-грантополучателя, даете свое согласие представлять по требованию Фонда полные и исчерпывающие отчеты о целевом расходовании средств гранта. Отчет должен содержать краткое описание результатов, полученных за счет средств гранта, а также все расходы на основании подтверждающих документов по статьям, в том числе аренда, командировки, оборудование, офисные расходы и другие. Вы обязаны аккуратно учитывать все расходы по гранту, а также хранить все подтверждающие расходы документы и копии отчетов, направляемых Вами в Фонд.
В случае использования средств гранта не по назначению или нарушения условий финансовой отчетности Фонд оставляет за собой право немедленно прекратить выделение средств гранта и лишить Вас права в дальнейшем получать любые гранты Фонда.
Пожалуйста, имейте в виду, что все технические отчеты должны включать в себя краткое резюме (не более 1 страницы). Это очень важно для включения информации о статусе гранта в информационные банки данных Фонда по грантам.
Просим Вас предоставлять также текущие отчеты по любым достойным упоминания вопросам, связанным с деятельностью по проекту. Такие отчеты и любые фотоматериалы или дополнительная информация очень помогают нам при отчетах донорам и для осуществления общественных связей. Это также очень важно для нашей деятельности по поиску финансирования для поддержки таких проектов, как Ваш. Вы также обязаны предоставлять копии любых печатных материалов, опубликованных на средства гранта со ссылкой на Фонд.

На всей корреспонденции просим Вас использовать номер Вашего письма о гранте WWF604/RU012403/. Если Вас устраивают условия предоставления и использования  гранта, подтвердите это, подписав два экземпляра настоящего письма и поставив Ваши инициалы на его страницах и Приложениях. Пожалуйста, передайте один подписанный Вами экземпляр в Фонд, второй экземпляр оставьте у себя.
Если у Вас возникнут вопросы по условиям гранта и вышеизложенным требованиям, будем рады обсудить их с Вами.
Позвольте пожелать Вам успехов в осуществлении данного проекта.
С уважением,
Директор
Всемирного фонда природы                                                                                            И.Е.Честин


Приложения:      Приложение I           Описание проекта
                      Приложение II         Бюджет проекта
                      Приложение III        Стандартные условия гранта
                      Приложение IV        Руководство по составлению отчетов по грантам Фонда
                      Приложение V         Стандартные формы финансового отчета
                      Приложение VI        Реквизиты сторон и комплект документов, необходимых для подписания письма о гранте и перевода денежных средств.
---------------------------------------------------------------
Я согласен с условиями предоставления и использования  гранта, изложенными выше.
                                                                                              
ФИО Исполнителя: Бычков Владимир Валерьевич, Директор Дата: 23.02.2016




Конкурса не было, общественная организация, имеющая иностранное происхождение и финансирование ( как теперь юридически принято говорить - иностранный агент)   даёт деньги на создание 12 мильной морской охранной зоны. Кто плохо знаком с географией, напомню, что мы говорим о российских территориях, имеющих морскую  гос.границу с США. Пока никаких выводов и "теории заговоров", просто факт. Западная организация заинтересована в территории с особым статусом у российской гос.границы. Минприроды, которое по идее и по статусу доллжно финансировать подобные проекты не заинтересовано, а иностранная организация очень. Снова вопросы. К слову о спешности, дата подписания документа 23 февраля - выходной день.

На что дают 750.000 рублей?



Описание проекта

1. Цели и задачи
В целях сохранения ценных морских экосистем разработать обоснование морской охранной зоны национального парка «Берингия.
2. Деятельность по выполнению гранта
2.1.Подготовить разделы с краткой характеристикой и экологической значимостью акваторий.
2.2. Подготовить разделы по морской гидробиологии, морским млекопитающим и птицам.
2.3. Подготовить отрисовку границ проекта морской охранной зоны в ArcGIS. Составить таблицы координат поворотных точек морской охранной зоны.
2.4. Разработать положения о морской охранной зоне.
3. Ожидаемые результаты
3.1. Обоснование создания морской охранной зоны национального парка «Берингия» с картографическими материалами и координатами поворотных точек границ морской охранной зоны.
3.2. Положение о морской охранной зоне национального парка «Берингия».

4. Дополнительные условия


Нужно написать 3 раздела: птицы, морские млекопитающие и гидробиология; нарисовать карту и подготовить положение о морской охранной зоне. Любопытство вызывает 4 пункт - "Дополнительные условия", который никак не расшифровывается. Что это за условия и соответствуют ли они нормам права деятельности госучреждения, не известно.


750 тысяч куш хороший, отдавать его на сторону никак не с руки. Поэтому начинается любимое занятие управленцев - распил. Вот здесь, я поднимал вопрос о госконтракте выигранным заместителем директора нацпарка по науке Максимом Антипиным у своего непосредственного работодателя, причём не на конкурсной основе, а как у единственного поставщика. Тоже ведь вопрос: Антипин единственный человек, который может написать подобные разделы? Быть может (и я в этом уверен), есть профессионалы, которые могут написать как минимум не хуже, но за меньшие деньги. Для этого и проводятся конкурсы.

Предмет госконтракта - "написание разделов в обосновании создания морской охранной зоны: 1. "Краткая характеристика и экологическая значимость акваторий", 2. "Птицы" 3. "Положение о морской охранной зоне нацпарка "Берингия".

Не будем вдаваться в подробности зачем грантовые деньги были введены в госконтракт, но факт остаётся фактом - заинтересованное лицо, наделённое руководящими полномочиями (заместитель директора) выигрывает госконтракт. Коррупция? Не совсем, больше похоже на "распил". Был ли директор нацпарка заинтересованным лицом - безусловно, ведь он подписал госконтракт. Получил ли директор нацпарка "откат"? Достоверно этого мы не знаем. Но альтруистом директор В.В. Бычков никогда не был.

Кроме того, что заместитель директора по науке госучреждения,  М.Антипин, хам позволяющий себе публичные не субординарные высказывания в адрес главы региона ("истеричные припадки губернатора") по проф.образованию он является орнитологом. Какие квалификации орнитологу позволяют профессионально написать юридический документ "Положение о морской охранной зоне"  также остаётся под вопросом.

Работа, согласно госконтракту и Договорам ГПХ была выполнена в кртачайшие сроки, меньше двух недель. На выходе получился вполне объёмный труд (78 стр.), который получил название "Материалы к обоснованию создания и установления границ морской охранной зоны национального парка "Берингия". При ближайшем рассмотрении эти "Материалы" не более, чем компилят, исследований проводившихся за последние полвека. По сути это курсовая работа студента третьекурсника (на первых двух курсах, грамотно писать курсовые как правило ещё не умеют). Для создания "объёмности" документа в "Материалы" вошли классические описания биологических видов, которые можно найти в любом справочнике. Работа произовдилась научниками, которые вскольз рассмотрели социально-экономические аспекты создания зоны. Но даже это "вскольз"  имеет абстрактно-теоретические измышления: "К прямым (антропогенным) воздействиям можно отнести: уничтожение или нарушение водных и прибрежных местообитаний, такие как взмучивание и переотложение донных осадков при строительстве и берегоукреплении,  прямое изъятие грунта при дноуглубительных работах, дампинг, донные траления, Аналогичные воздействия могут оказываться и в береговой зоне при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры, развитии туризма. Опасными могут оказаться любые аварии связанные с разливами нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, как например, диспергентами."

Т.е. не конкретно, за три года 20 судов разлили 150 тысяч тонн нефтепродуктов, что погубило 20 тысяч нерп и 100 сивучей, а чисто теоретически "могут оказаться". Это из серии: живой природе может быть нанесён серьезный ущерб от "космических объектов", поэтому давайте создавать "космический зонтик". Любые научные выводы должны быть предметно-конкретными, а не абстрактными. Удивительно, но даже те "научные факты" серьёзности антропогенных угроз притянутые за уши, по итогу, в этих же "Материалах", авторами признаются не серьёзными: "В целом, антропогенные угрозы не являются значительным фактором в динамике прибрежных сообществ Восточной Чукотки в настоящее время. Существующее воздействие, если и имеется, то носит скорее локальный характер. Однако в будущем в связи с возможным развитием транспортной сети и промысла в регионе антропогенный пресс будет усиливаться."

В последней реплике чувствуется борьба учённого и обывателя: ученый не может голословно  делать прогнозов, а обывателю очень нужны деньги, которые за объективную картину никто не даст. И подобные вещи красной линией проходят через все материалы. Авторы указывают, что серьёзное влияние на природу оказывает глобальный климатический фактор, а не антропогенный.


Труд по большому счёту пустышка. Он инвалидизированный. В "Материалах" мы не видим оценки экономистов (как будет развиваться территория в новой экономической формации), военспецов (приграничная территория), антропологов (какое влияние окажет создание морской охранной зоны на быт населения), транспортников (авиаторов и мореходов). Такие "Материалы" называют "залепухами", можно поездить по ушам населению и потрясти стопкой страниц перед властями, мол вот же тут написано. А что написано, читать никто не будет.  Даже биологи (не заинтересованные) признают сей труд профанацией, потому что комплексных многолетних исследований  современного состояния дел на всей проектируемой территории нет.

В один пост вся история не вмещается. Поэтому уже завтра вторая часть эпопеи по созданию морской охранной зоны в нацпарке "Берингия"
Tags: национальный парк "Берингия"

Posts from This Journal “национальный парк "Берингия"” Tag

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments