Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Кривой рейс




Накануне поднялся шторм.

- Никуда ты не улетишь, - говорили мне знающие люди  в Майне, - готовься к длительному "сидению".

Прогноз и в самом деле был ни к чёрту. Если завтра не улечу, сидеть мне в Майне "плотно", неделю, а то и две. Но на удивление всем я улетел. И не просто улетел, а на "кривом рейсе"!




Позднесентябрское утро дня вылета  было солнечным и маловетренным. Вчерашний ночной шторм, был всего лишь предвестником, шумным, но краткосрочным. Вертолёт прилетел по расписанию. Хотя на Чукотке слово "расписание" интересно разве, что школьникам. В авиации важен факт прилёта, остальное никого не интересует. Что в чукотском селе хорошо - не надо  накануне ни с кем специально прощаться. Сами все приходят "под" вертолёт.

Так оживлённо, как на вертолётной площадке в селе бывает крайне редко. В любом чукотском селе. Вертолёт- это концентрат новостей, событий и экшена.Приходят даже те кто никуда не улетает и никого не встречает. Так, любопытства ради. А вслед за людьми бегут и собаки. Собакам скучно. Их социализация в деревне намного выше, чем у их городских собратьев. Одним словом, на вертолётной площадке в рейсовый день царит небывалое оживление.


2. Майнинские орнитологи, увидев эту фотографию, улыбнулись и "настольгнули". На фото есть почти всё, что так мило взору майнинского орнитолога: вертолёт, машина и чумазый "детина" пёс. Так ведь, cucanero?


Из официальных лиц встречающих вертолёт- глава поселения и пограничник. Обоим по разным причинам необходимо знать, кто и зачем прилетел. Ну и конечно же забрать официальную корреспонденцию и личные передачки. Сто-пятьсот коробок, сумок, баулов из вертолёта, такое же количество обратно. Улетающие прощаются, провожающие расходятся и вертолёт улетает. Этот ритуал одинаков всегда и везде, с тех самых пор, когда на Чукотке появилось регулярное авиасообщение.

Для меня этот рейс был уникальным. На вертолётах я летал много, как на рейсовых, так и на заказных, но вот "кривым рейсом" я летел впервые.

"Кривой рейс" - это чукотская авиамаршрутка. Вертолёт летит по нескольким населённым пунктам. Беринговский "кривой", пожалуй, самый "кривой рейс" на Чукотке: Анадырь-Беринговский-Майна-Хатырка-Беринговский-Анадырь - незабываемое путешествие вдоль южного побережья Чукотки. "Кривые рейсы" имеют две характеристики прямо противоположные друг другу: они очень удобны если есть неотложные, но кратковременные дела в нескольких населённых пунктах и крайне неудобные по причине их "кривизны". Чтобы "кривой рейс" состоялся нужен хороший метеопрогноз сразу в 4 точках, причём в отличии от прямых рейсов в любой из этих посёлков, метеопрогноз должен быть не "окошечного типа", а долговременным.

3. Маршрут "кривого рейса"



Мы были на грани. Солнце ещё вселяло надежду на светлое будущее, но с юга уже надвигался мощный циклон сулящий апокалипсис гражданским авиасообщениям. Как потом оказалось, этот циклон накроет на две недели всё тихоокеанское побережье Чукотки и принесёт ущерб на сотни миллионов рублей. Не обойдётся и без человеческих жертв...

А пока мы летим на километровой высоте на юг, в Хатырку.

4. Западное Берингоморье в районе южной Чукотки. Типичное побережье между Майной и Хатыркой.


5. Устье реки Хатырка, одной из крупных чукотских рек.



Чуть меньше часа полёта и мы приземляемся в самом южном чукотском посёлке - Хатырке. Сёла Майна и Хатырка - сёстры, у них много общего, но различий кажется больше. Эти два южночукотских села - одни из самых колоритных поселений 87-го региона.

6. Перед впадением в море, Хатырка образует большой эстуарий лагунообразного вида


7. Село Хатырка, самый южный населённый пункт Чукотки


Знакомство с чукотским селом начинается в воздухе.  И уже в воздухе понятно, что Хатырка другая. Вместо ровных и скучных геометрически идеальных линий улиц и армии коттеджей-клонов, в Хатырке просматривается архитектурность и фрагментарность. Сделав предпосадочный круг вертолёт приземлился. К вертолёту всё пошло и поехало. Не теряя времени я стремительным противоходом иду на экскурсию в село. Стремительность чуть задерживается пограничным контролем, но отсутствие рюкзака способствует почти моментальной проверке. Чукотская прописка есть, вопросов нет. Быстроходность нужна по причине кратковременной стоянки воздушного судна. Сколько вертолёт будет стоять в Хатырке точно никто не знает, но минут 15-20 у меня есть.


8. Вертолётная площадка в Хатырке


9. Встречающие


10.



11. Мостик через речку


Первое, что успевает увидеть глаз и обработать сознание  - люди. Хатырчане другие. Тип лица другой, более мягкий что ли. Сказывается пограничное расположение села с Камчаткой, точнее её севером, Корякией. Пограничье всегда характеризуется смешанными браками. В данном случае с коряками. Не сейчас разумеется, а в течение, как минимум, пары сотни лет.

За 20 минут увидеть можно не много, обёртку, внешний вид села. Честно признаюсь, удивился. В Майне подобного удивления не было, "Квадратно-гнездовая коттеджная" планировка характерна для многих чукотских поселений. Здесь же, в Хатырке, строители расстарались. Архитектурная мысль быстровозводимых построек, в Хатырке "расстеклась" максимально  широко. Главная "достопримечательность" - Клуб, которому строители видимо хотели придать черты чукотской яранги. Но ярангой клуб не стал, а  получил в народе прозвище  "цирк", за округлость форм.  Времени категорически в обрез: улетит вертолёт, потом можно до белых мух изучать Хатырку, чего очень не хочется. Поэтому наскоро сделав несколько кадров бегу к вертолёту.

12. Сельский майдан



13. Архитектурные образы Хатырки


14. Майна выгодно отличается от Хатырки грунтом


Погрузка уже подходит к концу. Тут меня замечает пограничный наряд.

- А вы наверное Басов? - спрашивает меня один из пограничников.
- Ну да,  - насторожился я, - вы же меня уже проверяли.

Но дело оказалось вовсе не в проверке. Пограничники знакомы с моими путешествиями и заметками (в Хатырку ещё в июле "прилетели" несколько экземпляров моей книги). Вдобавок майнинский пограничник сообщил о моём прилёте.  Тундра и путешествия, тема интересная каждому настоящему мужчине на Чукотке. Разговор о путешествиях  прервал бортмех, сообщивший, что уже пора...

- Жаль, что пролетом у нас, а то бы пообщались подольше. Прилетай ещё


15. Хранилища бочкотары впечатляет

16. Дальше Камчатка, но мы разворачиваемся и летим на север


Теперь летим на север. Летим тем же курсом. Контровый солнечный свет, как назло, с материковой стороны. Красиво фотографировать в это время суток можно только море. Однообразную морскую гладь фотографировать не интересно, поэтому упорно жму спусковую кнопку всех своих фотогаджетов. Фотографировать теперь стало проще. Батарейка на фотоаппарате села, остался телефон и видеокамера (она тоже умеет фотографировать). Пролетаем Майну и Пекульнейское озеро. Вертолёт уходит с побережья в горы, "срезая" наваринский выступ. Этот "выступ" длиною и шириною в сто на сто  километров прекрасный естественный воздушный волнорез. Благодаря ему Погода в Майне/Хатырке с одной стороны и Беринговском с другой стороны иногда существенно различаются.

17. Горная страна Корякия


18. И снова Майна


19. Великое Пекульнейское озеро. По площади лишь немногим уступает, самому большому пресному водоёму Чукотки, озеру Красному. Слева - залив Каканаут, справа залив Пекульнейский


20. Разноцветные озёра.


21. Устье реки Лахтина


22. Заброшенный военный городок Заречинск


23. Беринговский (Нагорный)



24.


Вскоре пошли знакомые пейзажи. Подлетаем к Беринговскому со стороны верховьев лагуны Лахтина. В этих местах я ходил в 2015-м. Приятные воспоминания. Беринговский - это посёлок, бывший райцентр. Здесь уже настоящая ВПП и аэропорт. Нам нужно дозаправится. Пассажиров просят пройти в аэропорт. Снова пограничный паспортный контроль.

- Так это вы Басов? - спрашивает меня пограничник. - Путешествовать приехали?

Снова говорим о путешествиях. Кажется, я становлюсь популярным. Таким встречам с пограничниками я рад, это намного приятней и интересней, чем дотошные расспросы куда, зачем, с какой целью и "вообще, вы знаете, что у нас тут медведи....".
Объявили посадку. Еще раз паспортный контроль, к которому добавляется рамка металлоискателя и теперь уже курс на Анадырь.

25. Конец Корякского нагорья, начало Анадырской низменности



П.С. А на следующий день "грянуло". Штормило отчаянно,  дней десять.

- Надо же, как тебе повезло, - уже после прилёта в Анадырь говорили мне знакомые из Майны.

 Я и сам удивлялся. Ведь путешествие по Северной Корякии у меня вышло спонтанным. Мало того, что билетов, ни в ту, ни в обратную сторону я заранее не покупал, так ещё и не "сидел" по метеоусловиям, даже одного часа. Бывает же такое, кому расскажешь не поверят.



Tags: Беринговский район, Чукотавиа, аэропорты Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “Беринговский район” Tag

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments