Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Кривой рейс




Накануне поднялся шторм.

- Никуда ты не улетишь, - говорили мне знающие люди  в Майне, - готовься к длительному "сидению".

Прогноз и в самом деле был ни к чёрту. Если завтра не улечу, сидеть мне в Майне "плотно", неделю, а то и две. Но на удивление всем я улетел. И не просто улетел, а на "кривом рейсе"!




Позднесентябрское утро дня вылета  было солнечным и маловетренным. Вчерашний ночной шторм, был всего лишь предвестником, шумным, но краткосрочным. Вертолёт прилетел по расписанию. Хотя на Чукотке слово "расписание" интересно разве, что школьникам. В авиации важен факт прилёта, остальное никого не интересует. Что в чукотском селе хорошо - не надо  накануне ни с кем специально прощаться. Сами все приходят "под" вертолёт.

Так оживлённо, как на вертолётной площадке в селе бывает крайне редко. В любом чукотском селе. Вертолёт- это концентрат новостей, событий и экшена.Приходят даже те кто никуда не улетает и никого не встречает. Так, любопытства ради. А вслед за людьми бегут и собаки. Собакам скучно. Их социализация в деревне намного выше, чем у их городских собратьев. Одним словом, на вертолётной площадке в рейсовый день царит небывалое оживление.


2. Майнинские орнитологи, увидев эту фотографию, улыбнулись и "настольгнули". На фото есть почти всё, что так мило взору майнинского орнитолога: вертолёт, машина и чумазый "детина" пёс. Так ведь, cucanero?


Из официальных лиц встречающих вертолёт- глава поселения и пограничник. Обоим по разным причинам необходимо знать, кто и зачем прилетел. Ну и конечно же забрать официальную корреспонденцию и личные передачки. Сто-пятьсот коробок, сумок, баулов из вертолёта, такое же количество обратно. Улетающие прощаются, провожающие расходятся и вертолёт улетает. Этот ритуал одинаков всегда и везде, с тех самых пор, когда на Чукотке появилось регулярное авиасообщение.

Для меня этот рейс был уникальным. На вертолётах я летал много, как на рейсовых, так и на заказных, но вот "кривым рейсом" я летел впервые.

"Кривой рейс" - это чукотская авиамаршрутка. Вертолёт летит по нескольким населённым пунктам. Беринговский "кривой", пожалуй, самый "кривой рейс" на Чукотке: Анадырь-Беринговский-Майна-Хатырка-Беринговский-Анадырь - незабываемое путешествие вдоль южного побережья Чукотки. "Кривые рейсы" имеют две характеристики прямо противоположные друг другу: они очень удобны если есть неотложные, но кратковременные дела в нескольких населённых пунктах и крайне неудобные по причине их "кривизны". Чтобы "кривой рейс" состоялся нужен хороший метеопрогноз сразу в 4 точках, причём в отличии от прямых рейсов в любой из этих посёлков, метеопрогноз должен быть не "окошечного типа", а долговременным.

3. Маршрут "кривого рейса"



Мы были на грани. Солнце ещё вселяло надежду на светлое будущее, но с юга уже надвигался мощный циклон сулящий апокалипсис гражданским авиасообщениям. Как потом оказалось, этот циклон накроет на две недели всё тихоокеанское побережье Чукотки и принесёт ущерб на сотни миллионов рублей. Не обойдётся и без человеческих жертв...

А пока мы летим на километровой высоте на юг, в Хатырку.

4. Западное Берингоморье в районе южной Чукотки. Типичное побережье между Майной и Хатыркой.


5. Устье реки Хатырка, одной из крупных чукотских рек.



Чуть меньше часа полёта и мы приземляемся в самом южном чукотском посёлке - Хатырке. Сёла Майна и Хатырка - сёстры, у них много общего, но различий кажется больше. Эти два южночукотских села - одни из самых колоритных поселений 87-го региона.

6. Перед впадением в море, Хатырка образует большой эстуарий лагунообразного вида


7. Село Хатырка, самый южный населённый пункт Чукотки


Знакомство с чукотским селом начинается в воздухе.  И уже в воздухе понятно, что Хатырка другая. Вместо ровных и скучных геометрически идеальных линий улиц и армии коттеджей-клонов, в Хатырке просматривается архитектурность и фрагментарность. Сделав предпосадочный круг вертолёт приземлился. К вертолёту всё пошло и поехало. Не теряя времени я стремительным противоходом иду на экскурсию в село. Стремительность чуть задерживается пограничным контролем, но отсутствие рюкзака способствует почти моментальной проверке. Чукотская прописка есть, вопросов нет. Быстроходность нужна по причине кратковременной стоянки воздушного судна. Сколько вертолёт будет стоять в Хатырке точно никто не знает, но минут 15-20 у меня есть.


8. Вертолётная площадка в Хатырке


9. Встречающие


10.



11. Мостик через речку


Первое, что успевает увидеть глаз и обработать сознание  - люди. Хатырчане другие. Тип лица другой, более мягкий что ли. Сказывается пограничное расположение села с Камчаткой, точнее её севером, Корякией. Пограничье всегда характеризуется смешанными браками. В данном случае с коряками. Не сейчас разумеется, а в течение, как минимум, пары сотни лет.

За 20 минут увидеть можно не много, обёртку, внешний вид села. Честно признаюсь, удивился. В Майне подобного удивления не было, "Квадратно-гнездовая коттеджная" планировка характерна для многих чукотских поселений. Здесь же, в Хатырке, строители расстарались. Архитектурная мысль быстровозводимых построек, в Хатырке "расстеклась" максимально  широко. Главная "достопримечательность" - Клуб, которому строители видимо хотели придать черты чукотской яранги. Но ярангой клуб не стал, а  получил в народе прозвище  "цирк", за округлость форм.  Времени категорически в обрез: улетит вертолёт, потом можно до белых мух изучать Хатырку, чего очень не хочется. Поэтому наскоро сделав несколько кадров бегу к вертолёту.

12. Сельский майдан



13. Архитектурные образы Хатырки


14. Майна выгодно отличается от Хатырки грунтом


Погрузка уже подходит к концу. Тут меня замечает пограничный наряд.

- А вы наверное Басов? - спрашивает меня один из пограничников.
- Ну да,  - насторожился я, - вы же меня уже проверяли.

Но дело оказалось вовсе не в проверке. Пограничники знакомы с моими путешествиями и заметками (в Хатырку ещё в июле "прилетели" несколько экземпляров моей книги). Вдобавок майнинский пограничник сообщил о моём прилёте.  Тундра и путешествия, тема интересная каждому настоящему мужчине на Чукотке. Разговор о путешествиях  прервал бортмех, сообщивший, что уже пора...

- Жаль, что пролетом у нас, а то бы пообщались подольше. Прилетай ещё


15. Хранилища бочкотары впечатляет

16. Дальше Камчатка, но мы разворачиваемся и летим на север


Теперь летим на север. Летим тем же курсом. Контровый солнечный свет, как назло, с материковой стороны. Красиво фотографировать в это время суток можно только море. Однообразную морскую гладь фотографировать не интересно, поэтому упорно жму спусковую кнопку всех своих фотогаджетов. Фотографировать теперь стало проще. Батарейка на фотоаппарате села, остался телефон и видеокамера (она тоже умеет фотографировать). Пролетаем Майну и Пекульнейское озеро. Вертолёт уходит с побережья в горы, "срезая" наваринский выступ. Этот "выступ" длиною и шириною в сто на сто  километров прекрасный естественный воздушный волнорез. Благодаря ему Погода в Майне/Хатырке с одной стороны и Беринговском с другой стороны иногда существенно различаются.

17. Горная страна Корякия


18. И снова Майна


19. Великое Пекульнейское озеро. По площади лишь немногим уступает, самому большому пресному водоёму Чукотки, озеру Красному. Слева - залив Каканаут, справа залив Пекульнейский


20. Разноцветные озёра.


21. Устье реки Лахтина


22. Заброшенный военный городок Заречинск


23. Беринговский (Нагорный)



24.


Вскоре пошли знакомые пейзажи. Подлетаем к Беринговскому со стороны верховьев лагуны Лахтина. В этих местах я ходил в 2015-м. Приятные воспоминания. Беринговский - это посёлок, бывший райцентр. Здесь уже настоящая ВПП и аэропорт. Нам нужно дозаправится. Пассажиров просят пройти в аэропорт. Снова пограничный паспортный контроль.

- Так это вы Басов? - спрашивает меня пограничник. - Путешествовать приехали?

Снова говорим о путешествиях. Кажется, я становлюсь популярным. Таким встречам с пограничниками я рад, это намного приятней и интересней, чем дотошные расспросы куда, зачем, с какой целью и "вообще, вы знаете, что у нас тут медведи....".
Объявили посадку. Еще раз паспортный контроль, к которому добавляется рамка металлоискателя и теперь уже курс на Анадырь.

25. Конец Корякского нагорья, начало Анадырской низменности



П.С. А на следующий день "грянуло". Штормило отчаянно,  дней десять.

- Надо же, как тебе повезло, - уже после прилёта в Анадырь говорили мне знакомые из Майны.

 Я и сам удивлялся. Ведь путешествие по Северной Корякии у меня вышло спонтанным. Мало того, что билетов, ни в ту, ни в обратную сторону я заранее не покупал, так ещё и не "сидел" по метеоусловиям, даже одного часа. Бывает же такое, кому расскажешь не поверят.



Tags: Беринговский район, Чукотавиа, аэропорты Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “Беринговский район” Tag

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments