Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Поперёк Чукотки. День водителя






В кабине  спать было не только не удобно, но ещё и прохладно. Перебираюсь в кунг. Только втиснулся в  лежбище человеков, как дверь открылась  и водитель Александр зычно даёт команду на побудку. На часах 3.30. Сегодня самый сложный и долгожданный день. Сегодня, по плану, мы должны выехать на Озеро.

Ехать по дороге, пусть даже и чукотской грунтовке, хотя и нужно внимательно, но большого ума и опыта здесь не требуется. Другое дело тундра. Вот где в полную силу расскрываются водительские таланты и умения. Наша водительская пара: Александр и Виталий, так же не разделима в среде чаунских водителей, как в своих мирах Лёлик и Болик, Чип и Дейл, Танго и Кэш и прочие знаменитые парные герои.

- Мы с Саней уже давно работаем вместе, - говорит Виталий, - он впереди едет, я вторым номером. Пытался я ездить первым, но он нервничать начинает.

И характеры у них разные Саша, резкий, амбициозный, не приветливый, Виталий - компромисный и общительный. Оба профи. Хороший водитель на Чукотке - это синоним хороший механик. Сервисных центров на дорогах нет. Впрочем и самих дорог иногда тоже нет. Мужики сами восстанавливали машины, собирая их по частям. За всю нашу поездку с машинами не приклчилась ни одной поломки. Это показатель. Впрочем был ещё один показатель, который уже стал не приятной тенденцией. У водителей не было навигаторов и спутникового телефона. Это два обязательных атрибута, которые должны быть у любого водителя выезжающего в тундру. Причём тенденциозность заключалась в том, что и в первый раз, когда мы делали заброску на Эльгыгыткын, в 2013 году у певекского вездеходчика указанные выше дивайсы также отсутствовали. Это сыграло с ним и с нами злую шутку. Вездеходчик заблудился и не смог доехать до озера, нам пришлось вызывать вертолёт.

"Расслабленность" певекчан, как мне кажется вызвана наличием дорог. В остальной части Чукотки  их наличие, мягко говоря, дефицит. Поэтому выезжая в тундру анадырские, иультинские, провиденские и прочие вездеходчики и автомобилисты, в отличии от чаунцев страхуются средствами навигации и экстренной связи. Попутный транспорт в тех краях можно ждать месяцами.  


2. Виталий и Александр


3. Два товарища


Мы потихоньку ползём по долине Малого Чауна. Чувствуется напряжённость водителей. Воды в реке сейчас не много. Августвовский паводок прошёл, но водители крайне осторожно переезжают протоки Чауна.

Достопримечательностью Малого Чауна является посёлок геологов. На берегу реки стоит буровая и три десятка сооружений типа "балок". Лет пять назад здесь работала международная экспедиция. Точнее не здесь, а на Эльгыгытгыне. Экспедиция занималась изучением знаменитого водоёма. Брали пробы иловых отложений, изучали происхождение озера. Экспедиция пришла к выводу, что озеро Эльгыгытгын образовалось 3,5 млн. лет назад, в результате падения метеорита. До этого научно обоснованного вердикта метеоритная версия происхождения соперничала с вулканической. Причём, вторая версия была доминантной до последнего времени.


4. База геологов



5. Буровая


6.



7.


8. Цветные камушки Малого Чауна. krylo_ff - "умри от зависти"


За базой геологов мы вышли на коллею, которая пунктиром, всплывала из ниоткуда и исчезала в никуда. Дорожный пунктир привёл нас к  развилке ущелий. Вроде бы след уходит вправо. Едем направо. В ущелье находим бочку. Верный знак. Русло ручья, по которому мы едем заводит нас в обширный тупиковый гоный цирк. Не туда! Разворачиваемся, спускаемся ниже и уходим в другое ущелье. Ущелье сужаясь поднимает нас выше и выше в сопки. Тоненький червяк сомнений выползший при повороте в это ущелье, уже к его середине стал жирной змеёй уверенности - нет это не то ущелье, не могут здесь "Трэколы" пройти, а ведь они эпизодически ездят на озеро. Но раз уж заехали надо посмотреть до конца, вдруг получится подняться на перевал, а потом спустится к озеру?

Мы с Артёмом, скачем по камням, производя разведку и разминая кости. ЗИЛ-131 - машина военная, когда-то в молодости я на ней проходил водительскую практику. Прекрасный грузовик, уверенно чувствующий себя на таких горных перевалах. На первой пониженной Виталий забирается на перевал, с которого открывается шикарный вид на озеро нашей мечты. Но тут даже моя уверенность практически во вседорожность стотридцатьпервых оборвалась глубоким распадком с обратной стороны перевала. Спуска для машин здесь нет.

9.


10.


11.



12.



13.


14.



15. На перевале

16. Автомобиль ЗИЛ-131


Разворот и снова возвращение к перекрёстку ущелий. И только на третий раз мы ткнулись в правильное ущелье. Въехав в него мы тут же попали на шикарную коллею. Перевал оказался номинальным и простым. Перед нами открылась панорама долгожданного озера. Оно мягкой зеркальной гладью манило к себе, обещало хорошую рыбалку и приятное времяпрепровождение. Но это был всего лишь вежливый реверанс Эльгыгытгына за наше настойчивое желание попасть на его берега. Сколько пришлось пережить отнюдь не вдохновляющих треволнений, чтобы удалась эта экспедиция отчасти знает лишь один доктор Панькив. Но это и не важно, главное мы на озере...

- Вы на озере, - словно гвоздь забил, сказал водитель Саша, когда мы подъехали к воде, - Ты же сказал до озера? Вот до озера мы вас и довезли.
- Вы чего мужики? Нам в избу нужно - я начал потихоньку звереть. - Что за казуистика? Сами подумайте что нам тут делать на берегу со всем скарбом?
- На избу на машинах не ездят, нам все так говорили, - пытался смягчить разговор Виталий, - тут везде болото
-  Какое тут болото? Поедем по берегу. Да хоть даже и по тундре, тут умудриться ещё надо, чтобы провалиться. Тем более у вас две машины. Вы на перевал залезли, а тут ссыте?

Разговор этот мне всё больше и больше не нравился. Где это видано, чтобы пассажир на Чукотке уговаривал водителя? Сделать большое дело и не довезти 15 километров до избы это как то через жопу и не по-людски. Как назло пошёл дождь. Выгружаться на берегу вообще никак не улыбалось. С горем попалам удалось убедить мужиков, что ехать нужно. Нам поставили условие, что в случае если мы врюхаемся в болотину вещи наши не отдадут пока не откопаемся. Улыбаюсь, ну деблизм чистой воды, честное слово. Не знаю, может в Певеке так принято, что если кто-то застрял все стремятся убежать, но у нас на "юге" так не делается.

17. Озеро Эльгыгытгын с Чаунского перевала



18. Экспедиционеры



Привольной езды по эльгыгыткынским косам не получилось. В некоторых местах они были размыты и запружены  галечными валами, которые появляются в огромном количестве после каждого шторма на озере. Тундра, как я и предполагал вполне пригодна для автопередвижения. Кочкарник ещё тот. Медленно, но уверенно мы ехали к цели. К шести часам вечера добрались таки до избы.

- Виталя, вот теперь можешь сказать своим советчикам, что ты первый, кто доехал сюда на грузовике, - сказал я улыбаясь и сияя от завершения самой мутрной асти путешествия - заброски.  Впрочем это был искуссный троллинг, я знаю, что машины, особенно в 1990-е годы, сюда приезжали частенько.  Было бы желание, а добраться, тем более на таких замечательных машинах и при таком профессионализме, каким обладали наши водители можно к чёрту на кулички.

То что решение вымучить всеми правдами и не правдами от водителей заброску до избы самое верное, стало особенно понятно на следующий день. Озеро рассердилось не на шутку.

19. Переезд истока Энмываама



фото: А.Панькив, автор


продолжение следует

Tags: Чаунский район, Энмываам-2016, озера Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “Энмываам-2016” Tag

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments