Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Поперёк Чукотки. День оленеводов




С чего может начаться утро в чукотской тундре? С банальной, но очень питательной пшённой каши. С тривиальных бутербродов и чая. Даже с экзотических фруктов и шампанского тоже может начаться новый день. Но наше первое походное утро  началось с грибного супа! Это весьма оригинально. Оригинально не само блюдо, а время его подачи. Грибной суп на обед - да, вечером - завсегда, но вот чтобы утром, такого я не припомню. Впрочем и само путешествие никак нельзя было назвать обыкновенным.




Столь необычному завтраку способствовали наши московские друзья. Это для нас с доктором Панькивом, и уж тем более для певекских водителей, тундра, как нечто само собой разумеющееся. А вот для людей впервые оказавшихся на Чукотке, первые дни всегда необычные и будоражущие. Пока мы спали наши москвичи обошли соседние сопочки наслаждаясь видами, тундрой и мерзкой моросью. Этот утренний променад и стал причиной столь необычного завтрака.

2. Утренние машины


Как и следовало ожидать вечерние красоты вышли боком - дождь и ветер были нашими спутниками весь день. Благо, что наше путешествие продолжалось на машинах.

Разрывая облака, застрявшие в сопках мы вползаем на очередной перевал. Шестьсот с копейками метров - это по чукотским меркам очень высокий перевал. На перевале стоят дальнобои, то ли отдыхая, то ли дожидаясь своих коллег. Трасса здесь оживлённая, с рудника Майского в морской порт Певека везут золотосодержащий концентрат.

Верх-вниз, с перевала на перевал. Сейчас перевалы даются без проблем, то ли дело зимой... Каждая зима приносит очередную порцию водительских историй. Потому что, дорога - это не просто грунтовое полотно проложенное в чукотских сопках, а суть вещь живая, захочет скинет нерадивого или торопыгу или поможет. Это пассажиры могут топтать дорогу без пиетета, водитель же с дорогой на "Вы".

Верх-вниз - это плата за множество рек, речушек и ручейков десятками и сотнями сбегающих с Анадырского нагорья питающих своими вкусными "кристально чистыми водами", как написали бы на бутылке минеральной воды, огромный залив на севере Чукотки именуемый традиционным поморско-русским словом "губа". Низменность раскинувшаяся на полторы сотни вёрст от билибинских до чаунских сопок у основании Чаунской губы, прекрасное место для выпаса оленей, но крайне неудобное место для прокладки автотрассы. Вязкие болотины и что хуже всего многочисленные реки, через которые нужно строить дорогостоящие мосты. Эти два фактора и "завернули" дорогу в горы удлинив путь, но сделав его более основательным, минимизируя влияния бурных весенних чукотских паводков.


3. Скоро гребень перевала


4.


Но как ни уходи в горы, реки всё равно переезжать надо. И одна из крупнейших, если не самая крупная Паляваам. Этим летом здесь ведутся строительные работы по усилению береговой линии и строительству антипаводковых сооружений. Когда-нибудь на скалистые утёсы Паляваама смогут  полюбоваться автомобилисты-рейдеры из Магадана, Новосибирска, Москвы и других городов. Когда-нибудь, когда эта пока безымянная автотрасса соединиться с трассой Колымской.

5.


6. Паляваам в переводе с юкагирского "горная река" или "скалистая река"


7.


8. Антипаводковые сооружения


Трасса бичь и дар божий оленеводов третьей чаунской бригады. Оленеводы кочуют неподалёку. Редкий на Чукотке случай, когда к оленеводам можно приехать на машине. Мы сворачиваем с грунтовки и неспеша ползём по укатанной колее в бригаду.

- До чего они додумались, - рассказывает наш водитель про оленеводов, - подгонят оленей поближе к дороге, сядут пастухи где-нибудь недалеко на бугре и "ловят" на живца. "Живцы" билибинские или певекские водилы - дальнобои.  Они с материка приезжают сюда на заработки. Едут, видят в тундре олень стоит. Вот это подарок - 50-70 кг. халявного мяса. Бах с ружья. Тут неспешно выходят оленеводы, демонстрируют спутниковый телефон и сообщают нерадивому охотнику, что будут звонить в милицию - браконьерство, однако! Но есть, конечно варианты.... Так  появляется у них бензин, запчасти и прочие блага цивилизации.


До чего я обожаю дорожно-тундровый фольклор. Один-два эпизода какого-либо события, когда-либо произошедшего будут транслироваться и ретранслироваться, как явление постоянное, прочное и неизбежное. Олений рекэт, думаю имел ровно столько же эпизодов. То есть немного. И то, скорее всего произошёл по случайности. Ибо с одной стороны не такой уж тут сильный трафик, чтобы проводить в ожидании "живца" несколько дней, с другой стороны слухи по трассе распространяются всё равно, что в сети 4G и если уж кто-нибудь из водил попался, то об этом событии станет известно по всей трассе.


9. Знак на перевале



10.


11.


Тем не менее польза оленеводам от дорожников и водителей есть. В этом я убедился когда мы подъезжали к стойбищу. Здесь уже появилось несколько контейнеров, переделанных под жилые модули и склады. Три года спустя моего пребывания в этой бригаде, обстановка изменилась. И дело даже не в модулях-контейнерах. Стойбище разделилось на две части отстоящих друг от друга километра на полтора.

- Ветки для костра здесь удобнее собирать - ответила на мой вопрос хозяйка яранги-выселка. Может так, только тогда бы всё стойбище перебралось в это место. Видимо есть внутренние факторы расскрывать которые чужому точно не  не будут.

Чем ближе оленеводы к посёлку, тем менее приветливы к гостям. Но законы гостеприимства никто не отменял. При нашем появлении над костром вешается чайник, а хозяйка садится печь новую порцию лепёшек кав-кавов. Они сами по себе вкусные особенно свежие, а когда не ел полдня, так и вовсе кажутся божественными. Спустя полчаса после нашего приезда на вездеходе из бригады возвращается Антылин - хозяин стойбища. Деду лет 70, но выглядит бодрячком. Он почётный и заслуженный оленевод. Орденоносец. Официально бригаду возглавляет не он. Бригадирам редко более 50 лет. Бригадирствование дело молодое и хлопотное. "Хозяин стойбища" или "хозяин стада" - такого термина не могли придумать советские кадровики, впрочем нет такой профессии или должности и в российском реестре профессий. Для вот таких стариков как Антылин была придумана должность бригадир-наставник. Но по сути он хозяин стада. Дед крепкий и бригада крепкая. Долго с Антылиным пообщатся к сожалению не пришлось. Пора ехать дальше.

12.


13.


14. Лепешка кав-кав


15.



16.



17. Нарты



18.



19. Яранги в тумане выглядят очень органично и таинственно



20. "На выселке"


21. Основное стойбище


22.



23. Подарил книгу жене Антылина Марии



24. Сбор веток для костра. Сбором занимаются женщины, которые ходят за ними каждый день за 1,5-2 км.



25. "Вызвался помочь". Ветки связывают верёвкой и тащат на спине наподобе рюкзака. Техникой чукотской переноски не обладаю, поэтому тащу как попало. Благо что яранга не далеко



Ещё несколько часов в дороге и мы встаём в долине реки Малый Чаун.

- Жень, у тебя в навигаторе путь забит? - спрашивает меня водитель Виталя.

"Вот те раз! - думаю я, - приехали". Видя моё обескураженное лицо Виталя уточнил:

- На озеро мы ездили. Зимой правда. На вездеходе....

Включаю навигатор. Не включается.

 Навигация при езде по дороге по большому счёт не нужна, но для статистики я его включил с самого Певека. А вот теперь, когда навигатор нужен в самом деле он не работает. В общем сдох 62-й гарминовский "носорожек". Почти 4 сезона отпахал по-честному. И в мороз, и дождь... Хреново не то что вещь поломалась. А то что мы остались без карты. Сколько раз говорил себе - дублируй бумажными картами! Но ведь не было такого, чтобы навигатор ломался. А с навигатором бумажные карты - сплошные хлопоты. Благо у наших водителей есть карты. Пятикилометровки! Собственно по ним они и собирались ориентироваться.

Фотографируем с Артёмом карты на смартфоны. Теперь у нас телефонная навигация.

Уже вечером, пропуская очередную рюмку, окончательно смирившись с потерей навигатора, констатирую: По пачке "Беломора", так по пачке "Беломора". Могло ведь и хуже что-нибудь случиться.  А навигатор умер как боевой генерал - в поле. Мы с ним столько прошли. Пожалуй, выпью ещё раз за него...

26. Ориентация по карте


27. Привязка к местности. Ориентироваться в долине по пятикилометровке дело не благодарное





Продолжение следует.


Фото: А.Панькив, автор
Tags: Чаунский район, Энмываам-2016, дороги Чукотки

Posts from This Journal “дороги Чукотки” Tag

  • Поперёк Чукотки. День Надежды

    Китайцы говорят, что путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Эта мысль также верна, как и то, что любое путешествие по Чукотке…

  • Дорога в Иультин

    "Идём дорогой трудной мы в город Изумрудный..." - крутилась у меня в голове песенка из старого советского мультфильма. На самом деле…

  • Паляваамский мост

    "Гений технической мысли" - это безусловно про инженерные сооружения. Плотины, маяки, башни, у меня вызывают трепет и восхищение. Мосты…

  • Иультинская трасса

    Иультинская трасса - двухсоткилометровая дорога меридианально рассекающая Чукотский полуостров у его основания, построенна в середине ХХ века…

  • Дороги Чукотки

    На Чукотке есть только два населённых пункта, в которых дороги без всякой натяжки, кавычек и ухмылок можно назвать "дорогой". Если с…

  • Дороги Чукотки

    Прочитал комментарии ко вчерашнему посту и удивился, о дорогах Чукотки я ведь еще не писал. А они есть! Даже не смотря на то, что "в этот…

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments