Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Поперёк Чукотки. День Надежды




Китайцы говорят, что путешествие в тысячу ли начинается с первого шага. Эта мысль также верна, как и то, что любое путешествие по Чукотке начинается с заброски. Причём заброска зачастую превышает сам маршрут путешествия и является отдельным приключением. Путешествие поперёк Чукотки началось в самом северном городе России, городе ромашек,  куваевских геологов и будущей атомной столице Чукотки.

В певекском аэропорту  людно. Прилетел "москвич". Пара десятков чукотских столичных пассажиров расстворилась в бурлящей и голдящей массе прилетевших, улетающих и провожающих чаунцев. Певекский аэропорт - мрачное, обшарпанное здание несколько лет живущее обещаниями о финансировании из окружной столицы  капитального ремонта: " В 2017-м точно приступим к ремонту," - сказали чукотские небожители с юга. Для Певека всё юг. Он самый северный город. Хотя как город? В иные годы посёлки насчитывали больше жителей. Считается, что сейчас в Певеке чуть больше пяти тысяч человек. "Считается", потому что гастарбайтеров, работающих на золотых приисках и рудниках никто не записывал в городские жители. А именно старатели придают этому крайнему российскому городу оживлённость, вкупе с межвахтовым перегаром и громкими проводами в аэрпорту. В Анадыре такого нет, там столичный лоск помноженный на претенциозность междунродного статуса главной воздушной гавани Чукотки. Анадырский и Певекский аэропорты это как современный торговый центр и сельская ярмарка.

- Если меня не будет тебя встретят, - пообещал  мне водитель нашего забросочного транспорта несколько дней назад.

Знать бы ещё как он выглядит этот встречающий? Выходим из накопителя, кручу головой во все стороны. Ко мне подходит парень, жмёт руку и благодарит за книгу. Пытаюсь вспомнить, где я мог его видеть и не вспоминаю. Может на презентации книги в Анадыре? Но приятно и совершенно неожиданно. Это встреча была бы почти обычным явлением на Восточной Чукотке, где я регулярно бываю, но никак не на севере.

Нас никто не встретил. Не критично, но не приятно. И что ещё  неприятней - отсуствие рейсового автобуса в город из аэропорта. По крайней мере так об этом сказали в аэропорту. Машин полно, будем договариваться. Подхожу к красному автобусу ПАЗику, объясняю ситуацию и проблему трансфера до города.

- Хорошо, довезу, - меланхолично ответил водитель и тут же эмоционально добавил - только без денег, я не ЭТИ, что понаехали, у меня понятия ещё чукотские остались.

2. Певекский аэропорт



3. Фото группы по прилёту в Певек


Что нужно делать, когда ситуация не понятная? Всё верно, чай пить, кушать - одним словом не суетится. Если Чукотка захотела не пустить  - она и не пустит. Найдутся самые невероятные причины для этого. А если всё должно случится хорошо, то тем более не надо паниковать. Оно итак всё сложится без вашего участия. Поэтому следующие полтора суток, до вечера, мы наслаждаемся видами Чаунской губы, ценниками в магазинах (даже по чукотским меркам здесь чувствуется перебор) и совершаем променады по городу. Коллектив ещё не успев спаяться, разбился на группы по-интересам.


4. На берегу Чаунской губы



5. Перед отъездом


 Но наконец, все дела остались позади, машины загружены снаряжением, пошумели моторами и тронулись в путь. Дорога Певек-Билибино красивой,почти прямой ниткой уползает вдаль. Километры, пыль, столбы и заброшенные строения - унылая картина. Это тебе не Иультинская трасса, в районе хребта Искатень. Восхищаться можно только небесным художником-колористом, который делает северные закаты-рассветы шедеврами. Впереди показался велосипедист. Наш Водитель, говорит, что несколько дней назад видел его. Путешествует парень. Прошу тормознуть. Ага так и есть - это тот самый "чудик", который спрашивал меня несколько месяцев назад, как из Анадыря можно добраться в Эгвекинот с велосипедом и собакой?

- Как? Как? Никак, - примерно так я тогда ответил. Собака автоматически делает из любой логистической задачи - логистическую задачу со звездочкой. Но парень оказался настырным и пробивным, уж не знаю, как но он прошёл официальные и транспортные препоны  с велосипедом и собакой и отбыл на велосипеде из Эгвекинота на Певеку.  Мы его застали уже на подступах. Настырность и целеустремлённость из любого "чудика" делают  человека достойного уважения. Помогать чудикам до реализации их плана - задача неблагодарная и чреватая, подобные действия могут развить и гиперболизировать чудоковатости, которые для человека не знакомого с чукотскими реалиями могут обернуться неприятностми. И это в лучшем случае. А вот помочь человеку вставшему на путь - дело другое. От посильной помощи последователь Глеба Травина отказался. Мыслями он уже был в Певеке. Один дневной или даже в полудневной переход и он в Певеке. Вид у путешественника был уставший, но довольный - скоро его путешествие завершится.

Собачка - ямальская оленегонка семенила за хозяином - если в Певеке не раздерут её городские собаки и авиакомпании дадут добро на перевозку собаки обратно в Москву, то цель и даже миссия у велосипедиста будет выполнена. Мы движемся на юг, он уезжает на север.

6. Трасса


7. Встречный транспорт золотодобывающих компаний



8. Встреча с велиспедистом-петешественником


9.



10. На перекуре


11. Разговор с Надеждой


Спустя два часа делаем привал на перекур и освежиться. Сооружаем ипровизированный столик и достаём торт, купленный перед отъездом. Сегодня день рождения Надежды...


Случалось ли вам праздновать день рождения одновременно на берегу Ледовитого океана, в чукотской тундре и в кунге грозового автомобиля? Нет? И мне тоже не приходилось. Специально так не подстроишь и не угадаешь. Утром в день своего рождения  солнце разбудило Надежду в гостиничном номере северного городка, стоящем на берегу Ледовитого океана. Чайки истошно кричали во всё горло выманиявая Надежду из жарких гостиничных номеров на улицу. Надежда вышла к берегу Чаунской губы, которая за колоссальностью размеров вполне ощущалось морем и выпив за прошедший не самый худший год бокал шампанского разделась и вошла в ледяную купель. Оставшийся день прошёл в ожидании и надежде на то, что завершить его хотелось бы в тундре, а не на берегу студённого моря-океана. Чукотке Надежда понравилась сразу. Милая, улыбающаяся женщина, с романтическим, как иногда называют, тургеневским складом характера, любые предлагаемые обстоятельства всегда воспринимала с буддистским спокойствием и фаталистическим предначертанием - всё хорошо. Чукотка любит таких.

И вот уже вечером, в лучах заходящего солнца Надежда едет в кабине грузового автомобился ЗИЛ-131, в сторону реки с мелодичным названием Паляваам. Впрочем название это Надежда вряд ли запомнила, потому что пока для неё оно не значило ровным счётом ничего. Зато небо в этот день Надежда запомнила надолго. Чукотка определённо поюбила Надежду, подарив ей в этот день один из своих самых шикарных закатов.

До Паляваама мы в тот день не доехали. Водители устали и объявили сонный час. Но могла ли уснуть в этот день Надежда? Нет. Она и её друзья, с которыми она приехала на Чукотку ещё несколько часов бродили по окрестным сопкам впечатляясь чукотской природой  и погодой, которая исполнив свой долг перед Надеждой, ровно с наступлением следующих суток зарядила мелкой моросью.

12. Первый день в тундре - "готовы спать на земле"

13. Надежда


14. Выгрузка шмурдяка завершена


15. Автостоянка на перевале




Фото: А.Панькив, В.Сотников, автор
Tags: Чаунский район, Энмываам-2016, дороги Чукотки
Subscribe

Posts from This Journal “Энмываам-2016” Tag

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments