Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Дела вертолётные





Отношение населения Чукотки к Анадырю и его жителям, наверное такое же как у россиян к Москве. "Зажрались они там в своём Анадыре", - часто можно услышать за пределами чукотской столицы. Оно и понятно, любая столица, как пылесос, стремится засосать в себя всё самое лучшее: людей, идеи, ресурсы и, самое главное, финансы. И, как любая столица, Анадырь надменно взирает на  всё окружающее его пространство, уничижительно именуя его периферией.

Но одно обстоятельство заставляет периферию злорадно улыбаться и не политкорректно констатировать: "Пусть и в нашей шкуре поживут". Обстоятельство это связано с географическим месторасположением столицы: город стоит на одном берегу Анадырского лимана, а аэропорт на другом. Зимой это логистическое недоразумение почти не заметно, из аэропорта в столицу по льду лимана проложен автозимник. Летом немножко сложнее, из аэропорта на машине нужно добраться до причала, затем пересесть на катер-паром, который минут через 30 причаливает у городского пассажирского причала. Об эти сезона, продолжающиеся большую часть года, не критичны в  трансферном отношении. Логистический кошмар начинается в межсезонье - с конца октября по конец декабря, в период ледостава. Огромные ледяные поля влекомые приливно-отливными течениями, носит по лиману в зад-вперёд. Вкупе с самыми непредсказыемыми и мерзкими метоеусловиями случающимися именно в этот период, когда температура скачет от плюсовых показателей до минус 30 и более, и ветрами под 20 метров в секунду, переправа становится испытанием нервной системы пассажиров. Переправа в этот период осуществляется только воздушным путём, на вертолёте. Были попытки пускать в этот период суда на воздушной подушке, но после нескольких происшествий, к счастью обошедшихся без жертв, вертолёт, стал безальтернативным типом транспорта.

Авиаторы говорят: "Где начинается авиация, там заканчивается порядок". К безальтернативности типа транспорта, прибавляется монополизм транспортной компании. "Чукотавиа" - единственный региональный авиаперевозчик. Если в целом в стране проблемы в авиационной отрасли большие, то в регионах, особенно северных и дальневосточных они просто гигантские. Не растекаясь мыслью, скажу, что "Чукотавиа" на Чукотке не ругает только ленивый и безвыездной.

В крохотном зале ожидания в Анадыре (площадью примерно 60 кв. м.) , в котором расположены авиакассы, в будние дни случается вавилонское столпотворение. Не дай бог, у вас запланирован отпуск или командировка в ноябре-декабре. К авиакассам, как в поликлинику к стоматолагу или нотариусу, народ начинает стекаться с утра, часов с 7. Благо если у вас есть машина, в тёплом салоне которой вы будите коротать время до 9 часов утра, пока не откроются двери авиакассы. Но если вы не являетесь чукотским автомобилистом ждать открытия придётся на улице. Про комфортность ожидания говорить не буду, Чукотка ведь. Дождавшись открытия пассажиропоток устремляется внутрь. Внутри хоть и тесно, но хорошо, тепло. Но радости от этого не прибавляется. Ведь за спасительным теплом, через некоторое время, наступает неприятная жара. Но всё это мелочи, главное купить билет на вертолёт, который за один раз может увезти всего 22 пассажира.

В салоне вертолёта



Купить билет на вертолёт не просто. До недавнего времени существовала "веками" сложившаяся традиция. За день до вылета люди приходили в авиакассы и записывались у кассира на вылет. Такая схема многих не устраивала. Пошли жалобы и систему прождажи авиабилетов перевели в режим "живой очереди", которая на мой взгляд, является ещё более архаичной, но многие анадырцы её считают демократичной. Раз за разом на местных сайтах разгораются скандалы о "белых списках" и "вип-пассажирах", которые не стоят в очередях, но улетают первыми бортами.  И ладно Анадырь был бы какой-нибудь уездный город N, в котором из "випов" только градоначальник и урядник. Нет, Анадырь, столица субъекта и количество чиновников высокого ранга на душу населения здесь может быть выше, чем в Москве. Как бы кто ни говорил с высоких трибун о демократии, выборности и прочих либеральных ценностях, страна наша была, есть и будет авторитарной, с высочайшим уровнем авторитаризма и боярских  привелегий. А прибавьте сюда чукотскую специфику, которая зиждется на "своих людях" и вы получите большую категорию "первых лиц" создающую для "лиц прочих" ещё более неравные условия для их попадания на вертолёт.

Казалось бы нет поводов для нервозов. Ну полетишь, не первым, так третьим, четвёртым вертолётом. Но если было  всё так просто, я пост и не писал бы даже. Опять вспомним про погоду, она крайне нестабильна. А ещё вспомним про единственного авиаперевозчика, который находится в перманентном состоянии долговой ямы и на "черезлиманных" перевозках пытается хоть как-то заработать. К слову сказать, билет на вертолёт, который летит чуть меньше 10 минут стоит 4000 рублей. И это единственный регулярный рейс авиакомпании не субсидируемый из регионального бюджета. Поэтому перевозчик старается пускать воздушное судно при максимальной загрузке в оба конца. А нервничают люди из-за того, что даже при хорошей погоде, регулярно случаются случаи невылета вертолёта из-за недобора пассажиров.  Можно представить настроение и состояние тех 10-12 "счастливчиков" провожающих взглядом московский или хабаровский рейс стоя на противоположном от аэропорта берегу лимана. Люди теряют деньги на возврате билетов не по своей вине.  Сколько негатива, ругани и эмоций выплёскивают эти пассаажиры на бедных девочек сидящих за стойкой в авиакассе. А они вымучив улыбку или стараясь сохранить нейтральное лицо пытаются в сто пятый раз объяснить разъярённым пассажирам, что они всего лишь кассиры, к тому же к авиаперевозчику не имеющие отношения. Но кого это волнует? Кто-то ведь должен понести ответ. А виноватых нет. Это тот самый "столичный налог", которым расплачивается народ за право комфортной жизни в городе.  Москвичи платят "стоянием в автомобильных пробках", анадырцы - вертолётным трансфером.  

И такое бывает. Порывом ветра (28 м/с) при транспортировке вертолёта вывернуло лопасть



Ну и напоследок немного истории и позитивного моралитэ.

"Даже  среди здешних невзыскательных к погоде людей Анадырь славится ветрами и морозами. На берегу Анадырского лимана взобрался он на сопку  и забыл на противоположной стороне многое: причал, угольные копи и даже хорошую питьевую воду. В пургу, в ненастье, когда не закрыт льдом лиман, не по-северному беспечный городок забывает и обо всех в него прилетающих. И сидят они в семи (по прямой) километрах от дома, от работы, от цели своей командировки. Сидят подчас неделю ожидая того благодатного часа, когда авиаторы смогут на вертолётах перебросить через лиман пассажиров.

Север диктует свои законы. Он тратит время живущих здесь с невиданной щедростью. К известной формуле: сто километров - не расстояние, что рублей - не деньги, можно добавить: сто часов не время.
Но Чукотка сохранила в своей жизни, наверное,  гораздо больше контрастов, чем любой другой уголок нашей земли, и погода тут явно не считается с современной техникой. Поэтому три дня ушло на "вокзальные" знакомства и изучение плаката-рекламы, нетактично здесь напоминавшего: "Быстро, удобно, выгодно! Аэрофлот доставит в любой уголок страны!"


Это, в конце 1960-х годов написал известный советский писатель Борис Василевский. Не смотря на всю нескалдность и неэффективность современной транспортной схемы связывающей Анадырь и аэропорт за последние пятьдесят лет прогресс, пусть и небольшой всё же наметился. Люди уже не сидят в аэропорту или городе по несколько дней в ожидании вылета.




Tags: Чукотка, аэропорт Анадырь

Posts from This Journal “аэропорт Анадырь” Tag

  • Верните "Трансаэро"

    Чего не отнять у политической элиты нашей страны, так это склонности к кампанейщине. Быстро, эффективно, креативно и прочая, прочая. Быть может…

  • В аэропорт

    Зимой из Анадыря съездить в аэропорт - будничное дело. 1. Отличный ледовый автобан через лиман. Не езда, а сплошное удовольствие. 2.…

  • Аэропорт

    Чукотка начинается в аэропорту. Впрочем, им же она и заканчивается. В восьми из десяти случаев это будет аэропорт "Анадырь". Уже почти…

  • Угольные Копи Чукотки

    Первомайка, Шахта, "Пехота", поселок авиаторов Аэропорт. Самым важным и самым часто посещаемым объектом в Угольных Копях…

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments