Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Аэропорты Чукотки




В 99,9% случаев первое, что вы увидите на Чукотке будет аэропорт. "Потому, что только самолётом в этот край далёкий можно долететь", - пелось в одной известной песне. Регулярные пассажироперевозки в Чукотский автономный округ осуществляются только воздушным путём, подтверждает песенно-лирическую истину Минтранс России.

По количеству аэропортов на душу населения Чукотка занимает первое место в России: на 50 тысяч человек, в нашем регионе, аж 11 аэропортов и это не считая вертолётных площадок, которые есть в каждом селе. Все аэропорты Чукотки разные, но в то же время одинаковые. Если вас интересуют воздушные гавани самого северо-восточного региона России откладываем свои дела минут на 10 в сторону и залезаем под кат.




Аэропорт Анадырь (DYR/АНЫ) международный*
Время работы (UTC +12/+12): 21.00–06.00 (суббота, воскресенье и праздничные дни — выходные)
Принимаемые типы воздушных судов: Ил-62; Ил-96-300 и его модификации; Ил-76; Ту-154; Ту-204(Ту-204-100, Ту-204С); Ту-214; Б-777-200; Б-777-300; Б-767 и его модификации; Б-747 и его модификации; Б-757-200; Б-737 и его модификации; А-320 и его модификации; Ту-134; Як-42 и его модификации; Ил-18; Ан-12; Ан-72; Ан-74 и его модификации; Ан-148; Ан-140 (Ан-140-100); Ан-24; Ан-26; Як-40 и его модификации; Sukhoi Super Jet 100 (SSJ 100); Bombardier CRJ-200; Cessna-172, 172AF, 172R, 208, 525, 550, 208CARAVAN, Bravo, CJ1+, Cj2+, Cj3+, Encore, Sovereing, X, XLS Excel; Gulfstream-I, II, V; Challenger-600-3R, 604, 605; Learjet-23, 24, 35, 36, 40, 45, 60; Falcon-200, 900B, 900DX, 900EX; Fokker-28, 50, BE 9T, 20, 90, 350; Beech-190B, 190C, 200; DHC-6, 7, 8, Ан-2; Ан-3. Вертолеты всех типов. Днем и ночью. Круглый год.
Класс аэродрома: А
Пассажиропоток: 94.002 чел (2010); 77.088 чел. (2011); 78.545 чел. (2012)
Взлетно-посадочная полоса (метры): 3500х60
Покрытие: 3425м – железобетон 25см, песчаный бетон 18-22см, армобетон 25см; 75м– щебень 50см, песчаный бетон 55см, армобетон 25см.
Площадь - 12,1 тыс.м²
Пропускная способность – 340 пас/час
Авиа размещение:  13 стоянок самолетов и 9 вертолетов
Регулярное авиасообщение: Москва, Хабаровск, Магадан, Якутск, все районные центры Чукотского АО
Жаргонное наименнование аэрпорта: Анадырка

* аэропорты представлены в порядке уменьшения длины ВПП

2.


3. Эстакада





Самый большой, современный, удобный, комфортный, одним словом самый-самый аэропорт на Чукотке - это разумеется столичный аэропорт. Единственный минус, который нивилирует все плюсы -  аэропорт расположен на противоположном от столицы берегу лимана. Трансферная логистика в связи с его географическим положением является самой безобразной на Чукотке. Летом, чтобы добраться до города нужен автомобиль и морской паром, зимой, по автозимнику, требуется только автомобиль, а в межсезонье - вертолёт или суда на воздушной подушке.

Новое здание аэровокзала открыли в 2005 году. До прошлого года, службы аэропорта располагались в двух комплексах: в новом терминале-  службы связанные с приёмом-отправкой пассажиров и грузов, в старом терминале - гостиницы. После передачи здания старого терминала военным, обозначилась ещё одна глобальная проблема - отсутствие помещений для ожидания отменённых авиарейсов в ночное время. По простому, новый терминал после шести часов вечера закрывается. К слову сказать, круглосуточных аэропортов на Чукотке нет. Гостиницы есть, но не у всех пассажиров есть деньги на них, особенно, кто ожидает вылета по нескольку дней или недель.


4. Зал ожидания


5.


6. В новом терминале большое количество стоек регистрации


7.


8. Главная достопримечательность аэропорта - чучело медведя


9. Одно из помещений накопителя



10. Типичная картина в зимний период в дни вылета московского борта






Аэропорт Певек (PWE)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-06.00, лето: 21-00-06.00 (пт, сб, вск - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-12,-24,-26,-74,140, Ту-134,-154,-204,-214, Ил-18,-76(с огранич.), Як-40,42, В-737-200, B-757-200 и др. типы ВС З и 4 кл. Вертикальные всех типов днём и ночью круглый год.
Класс аэродрома: В
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2500 x 42
Покрытие: Армобетон
Регулярное авиасообщение: Москва, Билибино, Анадырь, сёла Чаунского района

Вторым по своим функциональным возможностям и размерам аэропортом Чукотки является аэропорт Певек, самого северного города России. Он является вторым и последним аэропортом после Анадыря, который осуществляет регулярные авиаперелёты в Москву. Своим размерам аэропорт обязан большому пассажиропотоку, который существовал здесь в советское время. Певек - промышленная столица Чукотки. В Чаунском и связанном с ним дорогой Билибинском районе добывалось и добывается большая часть благородных металлов Чукотки. Сейчас количество предприятий и приисков существенно уменьшилось, но пустыми самолёты на "материк" не летают.

Аэропорт расположен в 17 км. от города, в заброшенном нынче посёлке Апапельгино. Также как и посёлок аэропорт выглядит удручающе не только снаружи, но и внутри. Больше 25 лет в аэропорту не производилось ремотных работ.  Генеральная реконструкция аэропорта запланирована на 2016 год.


11. Аэропорт Певек


12. Вид с боку





Аэропорт Кепервеем (КПМ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-06.00,  лето: 21.00-06.00  (сб, вск и праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-12,-24,-26,-28,-72,-74,  Ил-18,-76(в зимнее время),  Л-410,  Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2475 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Магадан, Певек, сёла Билибинского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Кипер

 13. Аэропорт Кепервеем.



Маленький, уютный, вполне современный аэропорт Кепервеем - воздушные ворота Билибинского района. До Билибино - города атомщиков из аэропорта ехать 38 км. Это самое большое расстояние от аэропорта до населённого пункта на Чукотке. Билибино, только административно является частью Чукотки. Ещё с советских времён, когда округ был частью Магаданской области Билибинский район, логистически тяготел к областному центру. В постсоветское время эта тенденция не исчезла. На материк большая часть билибинцев летит через Магадан и Анадырь видела только по телевизору.

Ещё одной особенностью билибинского аэропорта является базирование на его территории единственного частного авиаперевозчика на Чукотке, авиакомпании "Билибиноавиа". Вертолётные перевозки у этого авиапервозчика процентов на 15-20 ниже, чем у  чукотского монополиста "Чукотавиа".

14.





Аэропорт Марково (МКО)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 22.00-06.00, лето: 22.00-06.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,3,24,28,24,30,38,12,74,72,140, Л-410, Ил-76 в зимний период
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2428 x 100
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, сёла "Марковского куста"

Аэропорт Марково один из первых аэропортов Чукотки. Старая ВПП и здание аэропорта были построены в начале 1940-х годов для авиатрассы "АлСиб", по которой перегоняли самолёты по ленд-лизу из Фербенкса (Аляска) в Красноярск.

В советское время Марковский аэропорт был ключевым в чукотских авиасообщениях и являлся запасным аэродромом для анадырских бортов. Связь с материком марковчане осуществляли через авиасообщение с Магаданом. Перспективы развития авиации, и как следствие аэропорта,  в этом регионе Чукотки в настоящее время весьма иллюзорны.


15. Фото взято отсюда




Аэропорт Провидения Бухта (ПРД / PVS) международный
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-12,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Л-410, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2000 x 52
Покрытие: Гравий с песком
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Эгвекинот, Лаврентия, сёла Провиденского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Провидуха

16.




В официальной авиаклассификации название провиденского аэропорта звучит коряво и не по-русски "Провидения Бухта". Но как бы ни звучало название, аэропорт Провидения, стал первым, (из двух),  аэропортом на Чукотке получившим статус "международного". Регулярные чартерные авиасообщения с США здесь начались с 1987 года. Несмотря на то что в графе "принимаемые типы ВС" не числятся иностранные самолёты, ВПП Провидения принимал среднемагистральные "Боинги", не говоря уже о "Сеснах" и прочих маломерных бомбардьерах. Но после перестройки и "жирных" для челноков-маркетанцев 1990-х годов, в следующие полтора десятилетия нового тысячелетия, поток самолётов из-за бугра стремительно сокращался пока не достиг пары-тройки чартеров в год к середине 2010-х годов. По словам людей занимавшихся чартерами  "кислород" малой авиации с "той стороны" перекрыли наши. А ведь везли "оттуда" на маленьких самолётиках практически всё от жвачки, до стиральных машин и снегоходов. Что  удивительно,  даже не смотря на то, что по американским меркам цены на полёты в Россию были заоблачными, они всё равно раза в два были меньше региональных цен от "Чукотавиа".

Провиденский аэропорт  не имеет постоянной базы дислокации вертолётного парка. Для обслуживания сёл Провиденского района раз в 2 недели вертолёт прилетает из соседнего Чукотского района.

Аэропорт расположен в 13 километрах от посёлка Провидения и в 2 километрах от заброшенного военного городка Урелики.

17. Зал ожидания. Фото отсюда


18. Пассажиры ожидающие вылета в село Энмелен 4 недели.


 19.


20.  ВПП




Аэропорт Беринговский (БНГ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 22.00-05.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1500 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь
Жаргонное наименнование аэрпорта: Бер


21.



Больше всего в пореформенную эпоху не повезло аэропорту Беринговский. В советское время Беринговский был аэропортом районного значения и осуществлял авиаперевозки по одноимённому району.  Сегодня аэропорт принимает только прямые авиарейсы из Анадыря и стыковочные вертолётные рейсы из национальных сёл бывшего Беринговского района в Анадырь.  

Расстояние от аэропорта до посёлка 8 км.

22.


23. Типичная разгрузка багажа почти во всех аэропортах Чукотки.


24.




Аэропорт Омолон (ООЛ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-05.00, лето: 21.00-06.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-38,-74, Л-410, Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1405 x 80
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Кепервеем (Билибино)

Взлётно-посадочную полосу аэропорта Омолон, построили в начале 1940-х годов как запасную на авиатрассе "АлСиб". Село  Омолон - самое удалённое от райцентра поселение Чукотки, более 400 километров до г. Билибино. И если уж Билибино тяготеет к Магадану, то об Омолоне и говорить не приходиться, село расположено на границе Магаданской области.

В советское время через Омолон пролегала авиатрасса на Анадырь, Певек и Билибино. Сегодня этот труднодоступный населённый пункт Чукотки связан только с райцентром.

25. Фото отсюда




Аэропорт Лаврентия (ЗЛА)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Л-410, Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1400 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Провидения, Эгвекинот, сёла Чукотского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Лавры


 26.


Зловеще звучит абривеатура  аэропорта Лаврентия в авиаклассификации - "ЗЛА".  Степень зловещести увеличивается, когда в посадочном талоне читаешь номер рейса АД 017 ЗЛА. ЗЛА - это всего лишь залив Лаврентия.

Аэропорт Лаврентия - самый демократичный из всех аэропортов Чукотки. Во-первых он расположен в центре села. Когда то давно, ВПП разделяла село Лаврентия на две части. Выходишь из аэропорта и сразу попадаешь  на главную улицу. Во-вторых, это единственный аэропорт в котором разрешают выйти из накопителя на улицу, в огороженное место. В третьих, как и положенно в самом демократичном аэропорту, информацию о вылете/прилёте вы скорее всего узнаете от пассажиров, чем от специалистов аэропорта. Ну и в четвёртых, трансферная составляющая здесь отсутствует. Сидишь дома, пьёшь чай, слышишь в небе загудел самолёт. Выходишь из квартиры и идёшь на регистрацию. Работники аэропорта нервничают в ожидании таких пассажиров, начинают звонить домой и приглашать пораньше придти в аэропорт на регистрацию.

Степень демократизма в этом аэропорту развита на столько сильно,  что мы с удивлением наблюдали в этом году, как водитель бензовоза, ехал заправлять самолёт демонстративно попыхивая сигареткой.

Аэропорт Лаврентия, как бы он ни выглядел, куда бы не летали с него самолёты и вертолёты имеет одно уникальное преимущество почти перед всеми аэропортами Чукотки и России - это самый восточный аэропорт Евразии.

27. Выгрузка багажа

28.


29. Уличный накопитель





Аэропорт Залив Креста (ЭГТ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1350 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Провидения, Лаврентия, сёла Иультинского  района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Залив

30.



Рассказывали мне любопытный случай связанный с эгвекинотским аэропортом, точнее с его названием. Сотрудницу детского дома отправили сопровождать детей в коррекционную школу расположенную в п. Эгвекинот. Ей так и сказали: "Повезёшь детей в Эгвекинот". Вечером расстроенная сотрудница возвращается с детьми в Анадырь и сообщает директору заведения о том, что рейса в Эгвекинот сегодня не было. За некоторое время до этого директору анадырского детдома звонит принимающая сторона из Эгвекинота и сообщает, что борт прибыл - детей нет.

- Ты почему не улетела?
- Самолётов на Эгвекинот не было
- А куда были?
- В какой-то Залив Креста

Чтобы с вами вдруг не случился подобный казус, если вы однажды захотите посмотреть место, где Полярный круг пересекает 180-й меридиан, информирую: Залив Креста - это аэропорт посёлка Эгвекинот.

Заблаговременно купить билеты из райцентра в Анадырь - это притча во языцех практически на всей Чукотке. Но степень сложности увеличивается в разы если речь заходит о приобретении билетов в Эгвекинот или из него. Билетов нет просто хронически. Даже не смотря на то, что в этом году самолёты летали туда чуть ли не ежедневно. Но летали самолёты маленькие 14 местные.

Расстояние от посёлка до аэропорта 5 километров, а так как в Иультинском районе всё меряется верстовыми столбами от Эгвекинота, то чаще всего можно услышать, не "поехал в аэропорт", а "поехал на пятый".


31. Стелла "Эгвекинот" в аэропорту.


32. Автобус - редкий сервис в чукотских аэропортах. В Эгвекиноте 100 метров от самолёта до выхода с ВПП, вас подвезут на ПАЗике.




Есть ещё на Чукотке аэропорт Мыс Шмидта, с военно-гражданским аэродромом на котором до 1990-х годов базировался полк истребителей. Но военная авиация в начале 1990-х с него ушла, а в середине 2000-х ушла и гражданская авиация. ВПП признали аварийной и авиаперевозки начали осущствлять вертолётом. В прошлом году военные снова вернулись. И вроде бы даже началась реконструкция ВПП и аэродрома, но официальной информации пока нет.



Аэропорт Купол

Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Магадан, Билибино

33.



Восемь аэропортов Чукотки объединены в Федеральное казённое предприятие "Аэропорты Чукотки". Один аэропорт - Анадырь, является Государственным предприятием Чукотского АО "Международный аэропорт Анадырь (Угольный)". Но есть ещё один аэропорт, который не входит в государственную систему ависообщений - это аэропорт золотодобывающего рудника "Купол", который построила в 2009 году канадская корпорация "Кинросс" для нужд своего предприятия.


Разумеется этот аэропорт ведомственный и вы ни в одной кассе мира не купите билет на "Купол". Но если вы попадёте однажды в этот аэропорт вас приятно поразит отношение персонала и сервис, которого нет для обычных земных пассажиров ни в одном аэропорту Чукотки. Скрасить ожидание заветного борта на межвахту сотрудникам рудника помогает огромная плазменная панель, кофе, чай, какао, пирожки, варнье и прочие маленькие вкусности. Курильщикам отведена на улице специальная площадка, чему я был несказанно рад. Отличный аэропорт для людей.  

34.



Приглашаю людей знающих жизнь и устройство аэропортов к активному высказыванию, особенно касательно неточностей, которые я мог допустить при написании этого поста.





Tags: аэропорты Чукотки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Поезд едет на Чукотку

    " А сколько на поезде до Чукотки ехать?" - один из самых распространённых вопросов, когда разговариваешь с людьми с…

  • Как помыть голову в походных условиях

    Мыть голову в условиях похода это блажь и не нужные хлопоты. По крайней мере так считают 99,9% мужчин. Зато для большинства женщин мытье головы -…

  • Всемирная история мух. Законы и закономерности

    Это закон. А это закономерность. Великий Мух постановил отменить закономерности, а Всемирную историю мух подчинить единому Закону.

  • Восемьдесят седьмому 87

    Что подарить своей родине в день рождения? Песни, стихи, танцы, многомудрые слова? Это всё суета. Подарю ей тишину, ведь так редко бывает на…

  • Любовь к Нютишке Свинтети

    Первым, кто полюбил Нютишку Свинтети был мой прадед. Совершив героический рейс на пароходе по четырём морям, он с командой полярников высадился на…

  • Буду в Москве

    с 11 по 22 декабря

  • Кто поедет на 180-й меридиан в 2018 году?

    После серии постов про красоты Иультинского района, логично предложить всё это увидеть и прочувствовать самим. С логикой я дружу, поэтому…

  • Между двух полушарий

    Разумеется фотография постановочная. Водка лишняя. Её родимую на Чукотке красной икрой закусывать будут в крайнем случае, если закуски нет. Нет,…

  • Между двух полушарий

    Название объекта в туризме играет большую роль. Озеро танцующих хариусов или озеро Джека Лондона, Китовая аллея или Непроходимый хребет звучат…

promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →