Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Аэропорты Чукотки




В 99,9% случаев первое, что вы увидите на Чукотке будет аэропорт. "Потому, что только самолётом в этот край далёкий можно долететь", - пелось в одной известной песне. Регулярные пассажироперевозки в Чукотский автономный округ осуществляются только воздушным путём, подтверждает песенно-лирическую истину Минтранс России.

По количеству аэропортов на душу населения Чукотка занимает первое место в России: на 50 тысяч человек, в нашем регионе, аж 11 аэропортов и это не считая вертолётных площадок, которые есть в каждом селе. Все аэропорты Чукотки разные, но в то же время одинаковые. Если вас интересуют воздушные гавани самого северо-восточного региона России откладываем свои дела минут на 10 в сторону и залезаем под кат.




Аэропорт Анадырь (DYR/АНЫ) международный*
Время работы (UTC +12/+12): 21.00–06.00 (суббота, воскресенье и праздничные дни — выходные)
Принимаемые типы воздушных судов: Ил-62; Ил-96-300 и его модификации; Ил-76; Ту-154; Ту-204(Ту-204-100, Ту-204С); Ту-214; Б-777-200; Б-777-300; Б-767 и его модификации; Б-747 и его модификации; Б-757-200; Б-737 и его модификации; А-320 и его модификации; Ту-134; Як-42 и его модификации; Ил-18; Ан-12; Ан-72; Ан-74 и его модификации; Ан-148; Ан-140 (Ан-140-100); Ан-24; Ан-26; Як-40 и его модификации; Sukhoi Super Jet 100 (SSJ 100); Bombardier CRJ-200; Cessna-172, 172AF, 172R, 208, 525, 550, 208CARAVAN, Bravo, CJ1+, Cj2+, Cj3+, Encore, Sovereing, X, XLS Excel; Gulfstream-I, II, V; Challenger-600-3R, 604, 605; Learjet-23, 24, 35, 36, 40, 45, 60; Falcon-200, 900B, 900DX, 900EX; Fokker-28, 50, BE 9T, 20, 90, 350; Beech-190B, 190C, 200; DHC-6, 7, 8, Ан-2; Ан-3. Вертолеты всех типов. Днем и ночью. Круглый год.
Класс аэродрома: А
Пассажиропоток: 94.002 чел (2010); 77.088 чел. (2011); 78.545 чел. (2012)
Взлетно-посадочная полоса (метры): 3500х60
Покрытие: 3425м – железобетон 25см, песчаный бетон 18-22см, армобетон 25см; 75м– щебень 50см, песчаный бетон 55см, армобетон 25см.
Площадь - 12,1 тыс.м²
Пропускная способность – 340 пас/час
Авиа размещение:  13 стоянок самолетов и 9 вертолетов
Регулярное авиасообщение: Москва, Хабаровск, Магадан, Якутск, все районные центры Чукотского АО
Жаргонное наименнование аэрпорта: Анадырка

* аэропорты представлены в порядке уменьшения длины ВПП

2.


3. Эстакада





Самый большой, современный, удобный, комфортный, одним словом самый-самый аэропорт на Чукотке - это разумеется столичный аэропорт. Единственный минус, который нивилирует все плюсы -  аэропорт расположен на противоположном от столицы берегу лимана. Трансферная логистика в связи с его географическим положением является самой безобразной на Чукотке. Летом, чтобы добраться до города нужен автомобиль и морской паром, зимой, по автозимнику, требуется только автомобиль, а в межсезонье - вертолёт или суда на воздушной подушке.

Новое здание аэровокзала открыли в 2005 году. До прошлого года, службы аэропорта располагались в двух комплексах: в новом терминале-  службы связанные с приёмом-отправкой пассажиров и грузов, в старом терминале - гостиницы. После передачи здания старого терминала военным, обозначилась ещё одна глобальная проблема - отсутствие помещений для ожидания отменённых авиарейсов в ночное время. По простому, новый терминал после шести часов вечера закрывается. К слову сказать, круглосуточных аэропортов на Чукотке нет. Гостиницы есть, но не у всех пассажиров есть деньги на них, особенно, кто ожидает вылета по нескольку дней или недель.


4. Зал ожидания


5.


6. В новом терминале большое количество стоек регистрации


7.


8. Главная достопримечательность аэропорта - чучело медведя


9. Одно из помещений накопителя



10. Типичная картина в зимний период в дни вылета московского борта






Аэропорт Певек (PWE)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-06.00, лето: 21-00-06.00 (пт, сб, вск - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-12,-24,-26,-74,140, Ту-134,-154,-204,-214, Ил-18,-76(с огранич.), Як-40,42, В-737-200, B-757-200 и др. типы ВС З и 4 кл. Вертикальные всех типов днём и ночью круглый год.
Класс аэродрома: В
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2500 x 42
Покрытие: Армобетон
Регулярное авиасообщение: Москва, Билибино, Анадырь, сёла Чаунского района

Вторым по своим функциональным возможностям и размерам аэропортом Чукотки является аэропорт Певек, самого северного города России. Он является вторым и последним аэропортом после Анадыря, который осуществляет регулярные авиаперелёты в Москву. Своим размерам аэропорт обязан большому пассажиропотоку, который существовал здесь в советское время. Певек - промышленная столица Чукотки. В Чаунском и связанном с ним дорогой Билибинском районе добывалось и добывается большая часть благородных металлов Чукотки. Сейчас количество предприятий и приисков существенно уменьшилось, но пустыми самолёты на "материк" не летают.

Аэропорт расположен в 17 км. от города, в заброшенном нынче посёлке Апапельгино. Также как и посёлок аэропорт выглядит удручающе не только снаружи, но и внутри. Больше 25 лет в аэропорту не производилось ремотных работ.  Генеральная реконструкция аэропорта запланирована на 2016 год.


11. Аэропорт Певек


12. Вид с боку





Аэропорт Кепервеем (КПМ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-06.00,  лето: 21.00-06.00  (сб, вск и праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-12,-24,-26,-28,-72,-74,  Ил-18,-76(в зимнее время),  Л-410,  Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2475 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Магадан, Певек, сёла Билибинского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Кипер

 13. Аэропорт Кепервеем.



Маленький, уютный, вполне современный аэропорт Кепервеем - воздушные ворота Билибинского района. До Билибино - города атомщиков из аэропорта ехать 38 км. Это самое большое расстояние от аэропорта до населённого пункта на Чукотке. Билибино, только административно является частью Чукотки. Ещё с советских времён, когда округ был частью Магаданской области Билибинский район, логистически тяготел к областному центру. В постсоветское время эта тенденция не исчезла. На материк большая часть билибинцев летит через Магадан и Анадырь видела только по телевизору.

Ещё одной особенностью билибинского аэропорта является базирование на его территории единственного частного авиаперевозчика на Чукотке, авиакомпании "Билибиноавиа". Вертолётные перевозки у этого авиапервозчика процентов на 15-20 ниже, чем у  чукотского монополиста "Чукотавиа".

14.





Аэропорт Марково (МКО)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 22.00-06.00, лето: 22.00-06.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,3,24,28,24,30,38,12,74,72,140, Л-410, Ил-76 в зимний период
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2428 x 100
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, сёла "Марковского куста"

Аэропорт Марково один из первых аэропортов Чукотки. Старая ВПП и здание аэропорта были построены в начале 1940-х годов для авиатрассы "АлСиб", по которой перегоняли самолёты по ленд-лизу из Фербенкса (Аляска) в Красноярск.

В советское время Марковский аэропорт был ключевым в чукотских авиасообщениях и являлся запасным аэродромом для анадырских бортов. Связь с материком марковчане осуществляли через авиасообщение с Магаданом. Перспективы развития авиации, и как следствие аэропорта,  в этом регионе Чукотки в настоящее время весьма иллюзорны.


15. Фото взято отсюда




Аэропорт Провидения Бухта (ПРД / PVS) международный
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-12,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Л-410, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Г
Взлетно-посадочная полоса (метры): 2000 x 52
Покрытие: Гравий с песком
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Эгвекинот, Лаврентия, сёла Провиденского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Провидуха

16.




В официальной авиаклассификации название провиденского аэропорта звучит коряво и не по-русски "Провидения Бухта". Но как бы ни звучало название, аэропорт Провидения, стал первым, (из двух),  аэропортом на Чукотке получившим статус "международного". Регулярные чартерные авиасообщения с США здесь начались с 1987 года. Несмотря на то что в графе "принимаемые типы ВС" не числятся иностранные самолёты, ВПП Провидения принимал среднемагистральные "Боинги", не говоря уже о "Сеснах" и прочих маломерных бомбардьерах. Но после перестройки и "жирных" для челноков-маркетанцев 1990-х годов, в следующие полтора десятилетия нового тысячелетия, поток самолётов из-за бугра стремительно сокращался пока не достиг пары-тройки чартеров в год к середине 2010-х годов. По словам людей занимавшихся чартерами  "кислород" малой авиации с "той стороны" перекрыли наши. А ведь везли "оттуда" на маленьких самолётиках практически всё от жвачки, до стиральных машин и снегоходов. Что  удивительно,  даже не смотря на то, что по американским меркам цены на полёты в Россию были заоблачными, они всё равно раза в два были меньше региональных цен от "Чукотавиа".

Провиденский аэропорт  не имеет постоянной базы дислокации вертолётного парка. Для обслуживания сёл Провиденского района раз в 2 недели вертолёт прилетает из соседнего Чукотского района.

Аэропорт расположен в 13 километрах от посёлка Провидения и в 2 километрах от заброшенного военного городка Урелики.

17. Зал ожидания. Фото отсюда


18. Пассажиры ожидающие вылета в село Энмелен 4 недели.


 19.


20.  ВПП




Аэропорт Беринговский (БНГ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 22.00-05.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1500 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь
Жаргонное наименнование аэрпорта: Бер


21.



Больше всего в пореформенную эпоху не повезло аэропорту Беринговский. В советское время Беринговский был аэропортом районного значения и осуществлял авиаперевозки по одноимённому району.  Сегодня аэропорт принимает только прямые авиарейсы из Анадыря и стыковочные вертолётные рейсы из национальных сёл бывшего Беринговского района в Анадырь.  

Расстояние от аэропорта до посёлка 8 км.

22.


23. Типичная разгрузка багажа почти во всех аэропортах Чукотки.


24.




Аэропорт Омолон (ООЛ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-05.00, лето: 21.00-06.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-38,-74, Л-410, Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1405 x 80
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Кепервеем (Билибино)

Взлётно-посадочную полосу аэропорта Омолон, построили в начале 1940-х годов как запасную на авиатрассе "АлСиб". Село  Омолон - самое удалённое от райцентра поселение Чукотки, более 400 километров до г. Билибино. И если уж Билибино тяготеет к Магадану, то об Омолоне и говорить не приходиться, село расположено на границе Магаданской области.

В советское время через Омолон пролегала авиатрасса на Анадырь, Певек и Билибино. Сегодня этот труднодоступный населённый пункт Чукотки связан только с райцентром.

25. Фото отсюда




Аэропорт Лаврентия (ЗЛА)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-3,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Л-410, Як-40, вертолёты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1400 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Провидения, Эгвекинот, сёла Чукотского района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Лавры


 26.


Зловеще звучит абривеатура  аэропорта Лаврентия в авиаклассификации - "ЗЛА".  Степень зловещести увеличивается, когда в посадочном талоне читаешь номер рейса АД 017 ЗЛА. ЗЛА - это всего лишь залив Лаврентия.

Аэропорт Лаврентия - самый демократичный из всех аэропортов Чукотки. Во-первых он расположен в центре села. Когда то давно, ВПП разделяла село Лаврентия на две части. Выходишь из аэропорта и сразу попадаешь  на главную улицу. Во-вторых, это единственный аэропорт в котором разрешают выйти из накопителя на улицу, в огороженное место. В третьих, как и положенно в самом демократичном аэропорту, информацию о вылете/прилёте вы скорее всего узнаете от пассажиров, чем от специалистов аэропорта. Ну и в четвёртых, трансферная составляющая здесь отсутствует. Сидишь дома, пьёшь чай, слышишь в небе загудел самолёт. Выходишь из квартиры и идёшь на регистрацию. Работники аэропорта нервничают в ожидании таких пассажиров, начинают звонить домой и приглашать пораньше придти в аэропорт на регистрацию.

Степень демократизма в этом аэропорту развита на столько сильно,  что мы с удивлением наблюдали в этом году, как водитель бензовоза, ехал заправлять самолёт демонстративно попыхивая сигареткой.

Аэропорт Лаврентия, как бы он ни выглядел, куда бы не летали с него самолёты и вертолёты имеет одно уникальное преимущество почти перед всеми аэропортами Чукотки и России - это самый восточный аэропорт Евразии.

27. Выгрузка багажа

28.


29. Уличный накопитель





Аэропорт Залив Креста (ЭГТ)
Время работы (UTC +12/+12): Зима: 21.00-04.00, лето: 22.00-05.00(сб, вск, праздн. дни - выходной)
Принимаемые типы воздушных судов: Ан-2,-24,-26,-28,-30,-72,-74, Як-40, вертолеты всех типов
Класс аэродрома: Д
Взлетно-посадочная полоса (метры): 1350 x 60
Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Провидения, Лаврентия, сёла Иультинского  района
Жаргонное наименнование аэрпорта: Залив

30.



Рассказывали мне любопытный случай связанный с эгвекинотским аэропортом, точнее с его названием. Сотрудницу детского дома отправили сопровождать детей в коррекционную школу расположенную в п. Эгвекинот. Ей так и сказали: "Повезёшь детей в Эгвекинот". Вечером расстроенная сотрудница возвращается с детьми в Анадырь и сообщает директору заведения о том, что рейса в Эгвекинот сегодня не было. За некоторое время до этого директору анадырского детдома звонит принимающая сторона из Эгвекинота и сообщает, что борт прибыл - детей нет.

- Ты почему не улетела?
- Самолётов на Эгвекинот не было
- А куда были?
- В какой-то Залив Креста

Чтобы с вами вдруг не случился подобный казус, если вы однажды захотите посмотреть место, где Полярный круг пересекает 180-й меридиан, информирую: Залив Креста - это аэропорт посёлка Эгвекинот.

Заблаговременно купить билеты из райцентра в Анадырь - это притча во языцех практически на всей Чукотке. Но степень сложности увеличивается в разы если речь заходит о приобретении билетов в Эгвекинот или из него. Билетов нет просто хронически. Даже не смотря на то, что в этом году самолёты летали туда чуть ли не ежедневно. Но летали самолёты маленькие 14 местные.

Расстояние от посёлка до аэропорта 5 километров, а так как в Иультинском районе всё меряется верстовыми столбами от Эгвекинота, то чаще всего можно услышать, не "поехал в аэропорт", а "поехал на пятый".


31. Стелла "Эгвекинот" в аэропорту.


32. Автобус - редкий сервис в чукотских аэропортах. В Эгвекиноте 100 метров от самолёта до выхода с ВПП, вас подвезут на ПАЗике.




Есть ещё на Чукотке аэропорт Мыс Шмидта, с военно-гражданским аэродромом на котором до 1990-х годов базировался полк истребителей. Но военная авиация в начале 1990-х с него ушла, а в середине 2000-х ушла и гражданская авиация. ВПП признали аварийной и авиаперевозки начали осущствлять вертолётом. В прошлом году военные снова вернулись. И вроде бы даже началась реконструкция ВПП и аэродрома, но официальной информации пока нет.



Аэропорт Купол

Покрытие: Грунт
Регулярное авиасообщение: Анадырь, Магадан, Билибино

33.



Восемь аэропортов Чукотки объединены в Федеральное казённое предприятие "Аэропорты Чукотки". Один аэропорт - Анадырь, является Государственным предприятием Чукотского АО "Международный аэропорт Анадырь (Угольный)". Но есть ещё один аэропорт, который не входит в государственную систему ависообщений - это аэропорт золотодобывающего рудника "Купол", который построила в 2009 году канадская корпорация "Кинросс" для нужд своего предприятия.


Разумеется этот аэропорт ведомственный и вы ни в одной кассе мира не купите билет на "Купол". Но если вы попадёте однажды в этот аэропорт вас приятно поразит отношение персонала и сервис, которого нет для обычных земных пассажиров ни в одном аэропорту Чукотки. Скрасить ожидание заветного борта на межвахту сотрудникам рудника помогает огромная плазменная панель, кофе, чай, какао, пирожки, варнье и прочие маленькие вкусности. Курильщикам отведена на улице специальная площадка, чему я был несказанно рад. Отличный аэропорт для людей.  

34.



Приглашаю людей знающих жизнь и устройство аэропортов к активному высказыванию, особенно касательно неточностей, которые я мог допустить при написании этого поста.





Tags: аэропорты Чукотки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Welcome to Kupol!

    Сегодня вернулся с Колымы на Чукотку. Ну как на Чукотку? На "Купол". Золоторудный рудник "Купол" находится на Чукотке, и…

  • Парк культуры и отдыха имени Ягоды

    Не все учреждения в Советском Союзе были посвящены Ленину и Сталину. Открывшийся в 1935 году городской парк в Магадане нарекли в честь первого…

  • Мэтр чукотско-колымского туризма

    Да, это Рудольф Владимирович Седов. Северо-Восток он прошёл вдоль и поперёк. Человечище всероссийского масштаба. Ирония судьбы, этим летом…

  • Нужно ли платить за паромную переправу на федеральных трассах?

    Вопрос насколько очевидный, настолько же и не урегулированный. Очевиден вопрос, тем что государство должно обеспечить право граждан на свободное…

  • Кто вкладывает деньги в российскую золотодобычу

    Вы слышали что-нибудь о компании "Кинросс"? Если вы не житель Чукотки и Магаданской области, то скорее всего нет. А между тем эта…

  • Хэштег "Магадан"

    Рубрика "хэштег" это то, что бросается в глаза, то что записывал в своих блокнотах Задорнов, на что без слёз не взглянешь. В общем,…

  • Два памятника в Магадане

    Среди множества памятников, есть в Магадане два знаковых, имеющих всероссийскую известность: "Маска скорби" и "Время". Оба…

  • Типичный Магадан

    Магадан один из самых блогерских городов не только на Дальнем Востоке, но пожалуй, и в стране в целом. На душу населения, конечно. О Магадане,…

  • В бухте Нагаева

    Вечер. Штиль. Песчанный берег. Над морем стелится туман. Клюквенная "Тундра" и солённый голец. Двое. Магаданские берега для них не родные.…

promo basov_chukotka февраль 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments