Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие в сердце Чукотки






Как вовремя мы пришли! На следующий день небо затянуло серостью, температура воздуха приблизилась к около нулевой отметке и затянул противный хиус. Весь этот небесный хоровод раскручивался с каждым днём всё сильнее и сильнее и уже на тертий день сидения задула пурга.  "Как вовремя мы пришли", - как мантру радостно повторяли мы каждый день.



Жизнь дорожной дистанции скучна и единообразна. День дорожника - это тот же "день сурка", разделённый  на две равнозначные части смена и "не смена".   В смену половина дорожного участка, человек 8, уезжает на трассу, вторая половина отдыхает. Отдых включает в себя сон, приёмы пищи и культурный досуг в нарядной.


2. Дорожная дистанция "Уткувеем". Жилой модуль



3. На базе живут полтора десятка собак. И с каждым годом их становится больше



Оставив нас с Лёхой на Уткувееме, Тимур уехал на вахту. У себя на "Куполе", Тимур уже стал легендой. Он единственный, кто на вахту пришёл пешком.

- Потратить межвахту, чтобы идти пешком на вахту? - в голос удивлялись дорожники.

Искренне непонимание у работяг цели нашего путешествия, можно сравнить разве что с созданием мандалы. И то и другое мало укладывается в голове  обывателя. Но всё же наш марш-бросок в полтыщи вёрст вызывает у мужиков уважение с пометкой "долбо*бы знатные".
 

4. Техника


5.



Не смотря на то что активная фаза экспедиции завершилась, ночевали мы по прежнему в палатке. В палатке №3. Это просторные, в полный рост, жилища в которых живут дорожники.  Удивление вызвал материал палаток- обычный ПВХ. Отопливаются палатки централизованно путём нагнетания теплого воздуха. По всему кэмпу проложены воздуховоды, разводка которых подходит к каждому помещению. В мороз, а он здесь, на высоте 600 метров, в декабре-марте легко уходит за минус пятьдесят ощущаемых градусов, включают печи, установленные в каждой палатке. Печи работают на отработке, благо её на базе хватает. Теплоотдача фантастическая. 


6. Жилой модуль. Вид изнутри



За чистотой в палатках и кэмпе следит специально обученный человек из клиринговой компании. Этот специально обученный человек, разумеется женщина. Кроме уборки в её обязаности входит и стирка. Дорожники бытовухой здесь не обременены.

Тем более, на дорожной дистанции, как и на "Куполе", нет проблем с питанием, которым тоже заведуют женщины. Питание осуществляет  французская компания "Содексо". Основное трёхразовое питание, усиленно до и после обеденными"чаёвками", во время которых на столах появляются беляши, пирожки, пончки, торты и даже штруделя. Что уж говорить об основных приёмах пищи, где у работника есть выбор по меню. Здесь как в хорошем пансионате ежедневно к столу подаются фрукты, салаты, а когда нам предложили шашлык и мороженное мы и вовсе были обескуражены. Стоит ли говорить, что столовая была нашим излюбленным местом. Тем более, что повара, две приятные и любезные женщины, опекали и откармливали нас как своих детей.


7. Столовая



Досуг жители дорожки проводят в нарядной. Нарядная палатка "украшена" не более других, но в отличии от жилых помещений, здесь проводят планёрки и раздают задания на день, т.е. наряды. На стене висит огромная плазма, которая подключена к спутниковой антенне. Новости большая часть работников здесь не смотрит, отдавая предпочтение кино и спорту. В третий день нашего "уткувеемского сидения" шёл финальный матч чемпионата мира по хоккею между Россией и Канадой. Довольны в этот день были только канадцы на "Куполе".  Нашу дружину, по традиции пришедшей из футбола, в этот день называли разными обидными словами.


8.



Самым динамичным досугом на Уткувееме является рыбалка. Не многие подвержены этой страсти, но закоренелые рыбаки есть. На следующий день после нашего прихода  с утра я уже на озере с характерным названием Рыбное. Клёв в это время года на чукотских озёрах спорадический и очень не регулярный. Рыба клюёт не охотно и всегда неожиданно. За три дня поймал трёх гольцов и двух налимов.  Рыбы "моей мечты" не поймал, хотя рассказывают, что ловили здесь налимов до 10 килограммов.  Но и это не предел, потому что на озере Тытыль, что в 5 километрах от базы вообще ловятся "вооот такие монстры!". Но на Тытыль идти далековато (распорядок приёмов пищи никто не отменял), поэтому довольствуемся малым.


8. Мальма (голец) и налим (якут)



9.  Озеро Рыбное. На второй день "сидения" солнце еще появлялось


10. Локи и его друзья



Усмешкой выглядит название реки, давшая наименование дорожной базе. "Лесная река", так с чукотского переводится этот гидроним. Тут и с кустами проблемы, о лесе говорить вообще не приходиться, он начинается километров на 60-80 западнее Тытыля.  Уткувеемский ландшафт, особенно после остроконечных горных вершин ущелья Военных Топографов унылый. Небольшие сопки и увалы. И если в солнечную погоду пейзажность месту придают горы торчащие на горизонте, то в серость и туман, здесь тоскливо до безобразия.  Изредка из мглы грохоча и рыча двигателем выплывает рудовоз, который сбросив скорость около дорожной дистанции вскоре снова пропадает в тумане небытия. В эти дни дорожка становится космической базой на Луне - жизнь вяло течёт только в жилых модулях.


11. Трасса "Купол-Двойное"



Мы  ждём 19 мая. Но еще с большим желанием ждём, чтобы 19 мая была хорошая погода. В День пионерии наш борт на Анадырь.  В этот день погода нам улыбнулась просветлением и даже робкими солнечными лучами, сквозь небесное сито облаков. Полтора часа на машине и мы регистрируемся на рейс "Купол-Анадырь".


12. "Таможня" - кпп на въезде на территорию "Купола". Лисы на "Куполе" делятся на два вида: ручные и полуручные


13. Плакат в зоне ожидания аэропорта "Купол"


В аэропорту "Купол", всё по взрослому, досмотр, регистрация, зал ожидания. Только атмосфера дружественная и позитивная. Мы первые пассажиры. Прямо скажем не часто здесь бывают туристы, нам улыбаются, задают вопросы. Пока регистрировались и таскали вещи, Тимуру уже надо уезжать.

- Пока, удачного полёта -  издалека, слышится голос нашего друга
- Пока, - так же через расстояние говорим ему мы.

14. Аэропорт


Через час на самолёте Ан-74 авиакомпании " ЮТэйр" мы взлетаем с купольского аэродрома и берём курс на Анадырь.


15. Был весьма удивлён, что на Чукотке летает "Ютэйр". На этом самолёте мы летим в Анадырь



       Под крылом самолёта белая пелена облаков.  Под облаками черно-белыми пятнами раскинулось Чукотское нагорье - большое каменное сердце Чукотки. Ритм его биения придаёт жизнь всему живому огромной северо-восточной территории Евразии. Сейчас оно еще спит. Но пуночки уже прилетели и своими радостными трелями зовут весну. С вершин по распадкам бегут звонкие ручьи, которые через неделю превратятся в бушующие реки разгоняющие зимнюю стылость и небытие. С полной силой забьётся  сердце Чукотки зарождая новую жизнь по обе каменные стороны, от океана до океана. С пробуждением тебя, Чукотка!  









Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая, часть одиннадцатая, часть двеннадцатая, часть тринадцатая


Tags: Анадырский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Купол", рудник Купол
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments