Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие в сердце Чукотки






Как вовремя мы пришли! На следующий день небо затянуло серостью, температура воздуха приблизилась к около нулевой отметке и затянул противный хиус. Весь этот небесный хоровод раскручивался с каждым днём всё сильнее и сильнее и уже на тертий день сидения задула пурга.  "Как вовремя мы пришли", - как мантру радостно повторяли мы каждый день.



Жизнь дорожной дистанции скучна и единообразна. День дорожника - это тот же "день сурка", разделённый  на две равнозначные части смена и "не смена".   В смену половина дорожного участка, человек 8, уезжает на трассу, вторая половина отдыхает. Отдых включает в себя сон, приёмы пищи и культурный досуг в нарядной.


2. Дорожная дистанция "Уткувеем". Жилой модуль



3. На базе живут полтора десятка собак. И с каждым годом их становится больше



Оставив нас с Лёхой на Уткувееме, Тимур уехал на вахту. У себя на "Куполе", Тимур уже стал легендой. Он единственный, кто на вахту пришёл пешком.

- Потратить межвахту, чтобы идти пешком на вахту? - в голос удивлялись дорожники.

Искренне непонимание у работяг цели нашего путешествия, можно сравнить разве что с созданием мандалы. И то и другое мало укладывается в голове  обывателя. Но всё же наш марш-бросок в полтыщи вёрст вызывает у мужиков уважение с пометкой "долбо*бы знатные".
 

4. Техника


5.



Не смотря на то что активная фаза экспедиции завершилась, ночевали мы по прежнему в палатке. В палатке №3. Это просторные, в полный рост, жилища в которых живут дорожники.  Удивление вызвал материал палаток- обычный ПВХ. Отопливаются палатки централизованно путём нагнетания теплого воздуха. По всему кэмпу проложены воздуховоды, разводка которых подходит к каждому помещению. В мороз, а он здесь, на высоте 600 метров, в декабре-марте легко уходит за минус пятьдесят ощущаемых градусов, включают печи, установленные в каждой палатке. Печи работают на отработке, благо её на базе хватает. Теплоотдача фантастическая. 


6. Жилой модуль. Вид изнутри



За чистотой в палатках и кэмпе следит специально обученный человек из клиринговой компании. Этот специально обученный человек, разумеется женщина. Кроме уборки в её обязаности входит и стирка. Дорожники бытовухой здесь не обременены.

Тем более, на дорожной дистанции, как и на "Куполе", нет проблем с питанием, которым тоже заведуют женщины. Питание осуществляет  французская компания "Содексо". Основное трёхразовое питание, усиленно до и после обеденными"чаёвками", во время которых на столах появляются беляши, пирожки, пончки, торты и даже штруделя. Что уж говорить об основных приёмах пищи, где у работника есть выбор по меню. Здесь как в хорошем пансионате ежедневно к столу подаются фрукты, салаты, а когда нам предложили шашлык и мороженное мы и вовсе были обескуражены. Стоит ли говорить, что столовая была нашим излюбленным местом. Тем более, что повара, две приятные и любезные женщины, опекали и откармливали нас как своих детей.


7. Столовая



Досуг жители дорожки проводят в нарядной. Нарядная палатка "украшена" не более других, но в отличии от жилых помещений, здесь проводят планёрки и раздают задания на день, т.е. наряды. На стене висит огромная плазма, которая подключена к спутниковой антенне. Новости большая часть работников здесь не смотрит, отдавая предпочтение кино и спорту. В третий день нашего "уткувеемского сидения" шёл финальный матч чемпионата мира по хоккею между Россией и Канадой. Довольны в этот день были только канадцы на "Куполе".  Нашу дружину, по традиции пришедшей из футбола, в этот день называли разными обидными словами.


8.



Самым динамичным досугом на Уткувееме является рыбалка. Не многие подвержены этой страсти, но закоренелые рыбаки есть. На следующий день после нашего прихода  с утра я уже на озере с характерным названием Рыбное. Клёв в это время года на чукотских озёрах спорадический и очень не регулярный. Рыба клюёт не охотно и всегда неожиданно. За три дня поймал трёх гольцов и двух налимов.  Рыбы "моей мечты" не поймал, хотя рассказывают, что ловили здесь налимов до 10 килограммов.  Но и это не предел, потому что на озере Тытыль, что в 5 километрах от базы вообще ловятся "вооот такие монстры!". Но на Тытыль идти далековато (распорядок приёмов пищи никто не отменял), поэтому довольствуемся малым.


8. Мальма (голец) и налим (якут)



9.  Озеро Рыбное. На второй день "сидения" солнце еще появлялось


10. Локи и его друзья



Усмешкой выглядит название реки, давшая наименование дорожной базе. "Лесная река", так с чукотского переводится этот гидроним. Тут и с кустами проблемы, о лесе говорить вообще не приходиться, он начинается километров на 60-80 западнее Тытыля.  Уткувеемский ландшафт, особенно после остроконечных горных вершин ущелья Военных Топографов унылый. Небольшие сопки и увалы. И если в солнечную погоду пейзажность месту придают горы торчащие на горизонте, то в серость и туман, здесь тоскливо до безобразия.  Изредка из мглы грохоча и рыча двигателем выплывает рудовоз, который сбросив скорость около дорожной дистанции вскоре снова пропадает в тумане небытия. В эти дни дорожка становится космической базой на Луне - жизнь вяло течёт только в жилых модулях.


11. Трасса "Купол-Двойное"



Мы  ждём 19 мая. Но еще с большим желанием ждём, чтобы 19 мая была хорошая погода. В День пионерии наш борт на Анадырь.  В этот день погода нам улыбнулась просветлением и даже робкими солнечными лучами, сквозь небесное сито облаков. Полтора часа на машине и мы регистрируемся на рейс "Купол-Анадырь".


12. "Таможня" - кпп на въезде на территорию "Купола". Лисы на "Куполе" делятся на два вида: ручные и полуручные


13. Плакат в зоне ожидания аэропорта "Купол"


В аэропорту "Купол", всё по взрослому, досмотр, регистрация, зал ожидания. Только атмосфера дружественная и позитивная. Мы первые пассажиры. Прямо скажем не часто здесь бывают туристы, нам улыбаются, задают вопросы. Пока регистрировались и таскали вещи, Тимуру уже надо уезжать.

- Пока, удачного полёта -  издалека, слышится голос нашего друга
- Пока, - так же через расстояние говорим ему мы.

14. Аэропорт


Через час на самолёте Ан-74 авиакомпании " ЮТэйр" мы взлетаем с купольского аэродрома и берём курс на Анадырь.


15. Был весьма удивлён, что на Чукотке летает "Ютэйр". На этом самолёте мы летим в Анадырь



       Под крылом самолёта белая пелена облаков.  Под облаками черно-белыми пятнами раскинулось Чукотское нагорье - большое каменное сердце Чукотки. Ритм его биения придаёт жизнь всему живому огромной северо-восточной территории Евразии. Сейчас оно еще спит. Но пуночки уже прилетели и своими радостными трелями зовут весну. С вершин по распадкам бегут звонкие ручьи, которые через неделю превратятся в бушующие реки разгоняющие зимнюю стылость и небытие. С полной силой забьётся  сердце Чукотки зарождая новую жизнь по обе каменные стороны, от океана до океана. С пробуждением тебя, Чукотка!  









Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая, часть одиннадцатая, часть двеннадцатая, часть тринадцатая


Tags: Анадырский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Купол", рудник "Купол"
Subscribe
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Buy for 40 tokens
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments