Евгений Басов (basov_chukotka) wrote,
Евгений Басов
basov_chukotka

Путешествие в сердце Чукотки

Редко какое ущелье на Чукотке имеет собственное имя. Ущелье по которому мы вышли в цивилизацию исключение. Его название говорит о первых картографах Чукотки - военных топографах.

Первые десять километров спуска по ущелью Военных Топографов - классика лыжного туризма.  Тепло, солнечно, легко и непринуждённо скользишь вниз переводя взгляд с одной сопки на другую. Но лыжная романтика вскоре  закончилась, потому что закончился снег.
Не то чтобы совсем, но его стало катастрофически мало. Прижавшись к борту долины петляем словно канатоходцы идём по узким снежным лоскутам. Ну что ж, весна, нас всё-таки догнала.

2. Ущелье Военных Топографов

Наш путь сегодня ясен и виден как никогда - устье реки Тытыльвеем. Река впадает в одноимённое озеро Тытыль, которое невнятным бело-голубым пятном расплывается на горизонте в пылающем мареве.  Радостно поют пуночки, которым неожиданно "подпевают" журавли. Это первые перелётные птицы, которых мы вначале услышали, а затем и увидели.

Здесь впору надевать рюкзаки, скидывать лыжи и отправляться в пеший поход... Освободившись ото сна тундра, как заспанная женщина вся взлохмачена и помята. Вид в это время года у неё совсем не кондиционный для эстетов-натуралистов и искателей сочных красок. И словно стесняясь своей "не товарности", она закрывается от постороннего глаза распутицей и ледоходами.  Но для всех тундровиков, тех кто не единожды бывал в тундре и умеет чувствовать прекрасное в каждом кустике и видеть вечное в изгибе ручья, она в это время года, как проснувшаяся любимая женщина, которую хочется обнять и поцеловать.  Уже скоро реки и дожди умоют её заспанное лицо, а цветы и травы наведут макияж на рыже-соломенном лице и тундра станет прекрасной и неотразимой, маня взоры любителей утончённой красоты.  Но это будет скоро, но не сегодня. Сегодня мы радуемся почти полному безветрию и солнечному теплу.
       Палатку на обеде не ставим. Отобедав так и заваливаемся на тундру на сончас. Обожаю это время года. Тепло, но комаров еще нет. Благодать! Прибавить к этому живописность местности. С обеих сторон шикарные останцеватые горы-тысячники, любая из которых достойна восхождения и кисти Рериха: Чёрные Скалы, Ребриха, Юбилейная и самая выдающаяся Красная.

7. Гора Черные скалы

9. Гора Юбилейная

Со крипом и скрежетом лыж и волокуш мы таки добрались до Красной наледи и в 6 часов вечера разбиваем лагерь.  Как и ущелья, наледи очень редко обзаводятся именами. А уж назвать наледь Красной, так и вовсе нужно было быть большим оригиналом. Но факт остаётся фактом, на карте Чукотки, масштаба два километра в сантиметре, красуется надпись "наледь Красная". Всё дело в горе, рядом с которой широко разлилась голубая Красная наледь. Гора, как вы догадались, именуется Красной.

11. Солнце жарит

12. Встали на обед

14. Тихий час

Сегодня необычайно тепло и уютно. Ужин, состоящий аж из трёх перемен, проводим на улице. Сегодня съедаются все вкусняшки и раздаются НЗ. Пока солнце не село термометр показывает +4+6, но как только последние солнечные лучи спрятались за чёрными скалами температура упала до -10.
       Завтра мы выйдем в люди. Закончится наша автономка и лыжное путешествие. Вечер предпоследнего дня всегда самый унылый. Не по разговорам и общению с товарищами, а по состоянию души.  Вот она цель совсем рядом, завтра всё закончится Но вместо радости почему то грусть.

15. Местами было так

16. И так тоже было

17. Крайняя ночь в палатке.

Выйти в цивилизацию, т.е. финишировать,  мы должны на дорожной дистанции "Уткывеем" рудника "Купол". Дорожники поддерживают трассу от обогатительной фабрики на руднике "Купол" до месторождения "Двойное", между которыми чуть меньше ста километров. И логично что первых людей, вестников цивилизации, мы увидели сидящими за рулём, это были рудовозы.

18. Наледь Красная

19. Вышли к дороге

20. Давдцать пятый километр

21. Сэлфи, как же без него

22. Переносим волокуши через дорогу

23. Рудовозы

Куда идти Тимур в общем то знал.

-  База недалеко от Тытыля, километра 3.

Не хватало конкретики и координат. Но вначале мы вышли на тот самый Тытыль, одно из красивейших и крупнейших озёр Чукотки.  Кавалерийским наскоком зараз проскочить озеро и выйти к дорожникам нам не удалось. Поэтому жилы не рвём, а встаём на озере на обед,  который я к тому же совместил с рыбалкой. Обед прошёл хорошо. Рыбалка нет. Пусто.

24. Озеро Тытыль

Через всё озеро оживлённый олений трафик. Об этом говорят многочисленные следы на снегу. Собственно и само озеро переводится с чукотского, как "проход". В том понимании, что здесь мигрируют олени. Параллельно с оленьими изредка попадаются и медвежьи, и волчьи следы.
       От озера снова поднимаемся в сопки. Сопки небольшие, но их несколько. Поднявшись на доминирующую высоту, дорожной базы не обнаружили. Дорога уходила вдаль.
- Вот здесь можно подрезать и выйдем на реку Уткывеем, - говорю я Тимуру.
Подрезая мы чуть не протопали "наших".
       14 мая в 17 часов, окружённые сворой  голосистых местных собак мы вошли на базу дорожников. Лыжная часть экспедиции "Купол" завершена на отметке одометра 486 километров.

26. Дорожная дистанция "Уткувеем" - место финиша лыжной экспедиции "Купол"

Фото: Тимур Ахметов, автор

Часть первая , часть вторая , часть третья , часть четвёртая, часть пятая, часть шестая , часть седьмая, часть восьмая, часть девятая, часть десятая, часть одиннадцатая,

Tags: Билибинский район, Чукотка, лыжная экспедиция "Купол", озера Чукотки
promo basov_chukotka february 15, 11:35 12
Книг о Чукотке не много. Ещё меньше можно свободно купить. "Сердце Чукотки" - редкое исключение, она по прежнему есть в свободной продаже и её можно приобрести. Не в магазине, заказать по почте. О чём книга? Об Анадырском крае - большой географической области, расположённой в…